Экспедиция «Хета-Хатанга» уже работает на просторах Таймыра. Профильные специалисты ФГБУ «Заповедники Таймыра» в очередной раз сезонно изучают дикого северного оленя в период миграции, работая непосредственно в местах обитания этого животного. Это большая и комплексная работа, важной частью которой является в том числе и мечение отдельных животных приборами наблюдения – спутниковыми ошейниками. Она проводится из года в год. Мы попросили начальника научного отдела Объединенной дирекции, доктора биологических наук Леонида Александровича Колпащикова рассказать об этой работе, об истории мониторинга оленя на Таймыре, поделиться результатами наблюдений прошлых лет.
Рассказ Леонида Александровича мы разделили по темам. Сегодня – история оленей Таймыра в период перестройки:
Научные сотрудники часто принимали непосредственное участие в работе промысловых бригад для получения информации о половозрастном составе добытых животных и сбора резцов для выявления возрастной структуры популяции. Ежегодная промысловая выборка доходила до 10 тысяч резцов. В период весенних научных отстрелов, собиралась информация по половозрастному составу оленей на миграционных потоках, упитанности и яловости самок оленей, которая позволяла дать оценку состояния всей популяции.
Наряду с полевыми работами при решении задач изучения и управления популяцией использовались методы компьютерной обработки данных, анализа и математического моделирования. Эти исследования проводятся более 40 лет совместно с Санкт-Петербургским институтом информатики и автоматизации РАН. Методы моделирования в исследовании популяции позволили выявить методические ошибки, оценить величину и тенденции изменения непромыслового отхода животных, прогнозировать изменение численности и половозрастной структуры популяции под воздействием различных режимов промысловой нагрузки, обосновать стратегию промысла, обеспечивающую устойчивое функционирование промысловой системы и наибольший выход продукции. Особо важную роль моделирование приобрело в постпромысловый период. Важно, что аналогов интенсивной длительной эксплуатации, детального изучения и мониторинга крупной популяции диких северных оленей, подобной Таймырской, в мире нет.
В рыночный период, в связи с прекращением с 1993 г. регулярных авиационных учетов расчеты основывались на основе данных полученных при наземных наблюдениях и мнениях экспертов. Практически прекратились работы по изучению территориального размещения и миграций стад диких северных оленей. Заключения о состоянии численности популяции и определение промысловой квоты приобрело характер экспертных оценок. Научный подход к охране и рациональному использованию популяции практически прекратился.
После 2000 года наблюдается период спада численности диких северных оленей таймырской популяции, что объясняется рядом негативных факторов.
На рубеже 21-го века стала кардинально меняться ситуация с природопользованием на Таймыре. Получили широкое развитие рыночные отношения, в которых главным критерием успеха в использовании природных ресурсов стала прибыль. Возросло количество охотпользователей разных форм собственности, произошла приватизация лучших охотугодий. Северный олень превратился, с одной стороны, в средство выживания малообеспеченных слоев населения для решения своей продовольственной проблемы, с другой – в средство наживы для различного рода посредников и предпринимателей, владеющих транспортными средствами для вывоза мяса. Следует особо подчеркнуть, что кроме хозяйств и населения Таймыра, промысел диких оленей ведут фермерские хозяйства и население Эвенкии, Анабарского и Оленекского районов республики Саха-Якутия, левобережья Енисея. Здесь промысел животных осуществляется с сентября по май на путях миграций и в районах зимовок мелкими звеньями, которых только на Таймыре и севере Эвенкии насчитывается более 300! Отстрел животных проводится с нарушениями правил охоты и рекомендаций (сроков, промысловой квоты и способов добычи). Повсеместно распространено браконьерство с применением вездеходов, снегоходов и авиации. Отсутствует отчетность использованных лицензий. Практикуется заготовка пантов от взрослых самцов диких оленей путем их срезки с животных на водных переправах. После удаления пантов большинство животных гибнет. Кроме этого промысел оленей ведется избирательно с преимущественным изъятием более крупных животных (до 80% от всего объема заготовок), что в конечном итоге приводит к резкому снижению продуктивности популяции. Если же учесть добычу животных всевозможными экспедициями, метеостанциями, рыбопромысловыми точками, то становится понятным – зон спокойствия у популяции практически нет.
При отсутствии единой системы управления и контроля за популяцией промысел диких оленей практически вышел из-под контроля. Официальные данные не соответствуют реальной величине изымаемых промыслом животных. По экспертной оценке, в последнее время ежегодно (с учетом браконьерской охоты и гибели подранков) изымается около 85-90 тыс. диких северных оленей, что превышает официальные данные в 2,5 раза. При этом доля неконтролируемой охоты возрастает с каждым годом по всему ареалу дикого северного оленя от Якутии до Ямала.
По нашему заключению на основе имеющихся характеристик биологических параметров популяции (смертность, яловость, демографическая структура стад и др.), данных о промысловом изъятии оленей, численности хищников, наблюдается дальнейшая тенденция снижения поголовья популяции диких северных оленей.
Проведенный анализ динамики численности популяции диких северных оленей Таймыра в 2000-е годы и наметившихся тенденций изменения основных факторов, на них влияющих, позволяет составить модельный прогноз динамики численности популяции: в условиях бесконтрольного промысла животных и воздействия других факторов с неизбежностью произойдет падение численности популяции.
Судьба оленей плачевна. Как показывают примеры уничтожения популяции сайгака, бизонов в Америке и многих других крупных позвоночных животных, охота будет продолжаться «до полного уничтожения».
И сегодня популяции диких оленей Таймыра привлекает внимание ученых, как модель для исследования. Реализация разумной и биологически обоснованной эксплуатации ресурсов популяции требует учета новых реалий в организации промысла, жесткого контроля и мониторинга популяции со стороны государства. Вот почему необходимо сочетание локальных средств экологического мониторинга с глобальными, финансируемыми за счет госбюджета и использующими современные аэрокосмические средства: спутниковые радиоошейники, компьютерные и ГИС технологии.
Приоритетными направлениями исследований с использованием спутниковых радиоошейников являются выявление путей и сроков сезонных миграций основных группировок животных, определение районов летнего размещения, отела и зимнего местообитания.
(Продолжение следует)