ЗАЧЕМ НУЖНЫ ОШЕЙНИКИ. ИСТОРИЯ ТАЙМЫРСКОГО ОЛЕНЯ. ЧАСТЬ 1.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ОШЕЙНИКИ. ИСТОРИЯ ТАЙМЫРСКОГО ОЛЕНЯ. ЧАСТЬ 1.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ОШЕЙНИКИ. ИСТОРИЯ ТАЙМЫРСКОГО ОЛЕНЯ. ЧАСТЬ 1.
Колпащиков Леонид Александрович – начальник научного отдела ФГБУ «Объединенная дирекция заповедников Таймыра».

Очередная «Экспедиция Хета-Хатанга» вчера начала свою работу на просторах Таймыра. Несколько последних лет профильные специалисты ФГБУ «Заповедники Таймыра» проводят работу по мониторингу дикого северного оленя в период миграции, работая непосредственно в местах обитания этого животного. Это большая и комплексная работа, важной частью которой является в том числе и мечение отдельных животных приборами наблюдения – спутниковыми ошейниками. Она проводится из года в год. Мы попросили начальника научного отдела Объединенной дирекции, доктора биологических наук Леонида Александровича Колпащикова рассказать об этой работе, об истории мониторинга оленя на Таймыре, поделиться результатами наблюдений прошлых лет.

Рассказ Леонида Александровича мы разделили по темам. Сегодня – история оленей Таймыра в советских период:

Чтобы объяснить цели и задач использования аэрокосмических средств (преимущественно спутниковые ошейники) для изучения современного состояния таймырской популяции диких северных оленей важно кратко рассмотреть документированные периоды существования этой популяции – допромысловый (1959–1971 гг.), период интенсивного организованного промысла; (1972–1993 гг.) и постпромысловый (с 1994 г. до настоящего времени). Существует большая разница в оценке состояния этих периодов. Первый период характерен тем, что научно-обоснованный подход позволял грамотно управлять ресурсами и поддерживать популяцию на оптимальном уровне, охранять и рационально использовать таймырское стадо. В этот период отмечались наиболее высокие показатели продуктивности популяции, что соответствовало периоду организованного промысла.

IMG-20200518-WA0027

Спутниковые ошейники

Заповедники Таймыра

В рыночный период с начала 90-х годов, период развала промысловой системы преобладающий неконтролируемый браконьерский промысел в короткие сроки привел к сокращению таймырской популяции диких северных оленей.

Следует отметить, что крупнейшая в Евразии таймырская популяция диких северных оленей обитает на севере Средней Сибири и занимает площадь обиания до 1,5 млн. кв. км. Ее численность в течение последних 50 лет колебалась на уровне от нескольких десятков тысяч до миллиона особей. Данная популяция является важным биологическим ресурсом, имеющим биосферное, экономическое и социальное значение. Исторически дикие северные олени являлись важнейшим элементом систем традиционного природопользования аборигенов Таймыра. Промысловое оленеводство, как новая хозяйственная отрасль сформировалась на Таймыре в восьмидесятые годы прошлого века.

В настоящее время популяция как фоновый вид обитает на территории заповедников и заказников Таймыра (заповедники «Путоранский», «Таймырский», «Большой Арктический», заказники «Пуринский», «Североземельский»). Общая площадь заповедных территорий Таймыра составляет 10,5 млн. га.  Практически ареал популяции охватывает территорию заповедников во все сезоны годы не только  в период сезонных миграций.

В летний период популяция диких северных оленей в основном концентрируется в арктических и северных субарктических тундрах заповедников «Таймырский» и «Большой Арктический», заказник «Пуринский». Здесь происходят ответственные физиологические процессы в жизнедеятельности популяции: гон, отел, выращивание молодняка и нагул животных. На плато Путорана и Анабарское плато олени концентрируются в наиболее суровый период на зимних стойбищах. Как раз в это время наибольшую значимость в плане охраны зимующих оленей приобретает территория заповедника «Путоранский».

Уникальность популяции заключается в том, что она является неотъемлемой частью экосистем заповедных территорий севера Средней Сибири и в настоящее время в условиях интенсивной хозяйственной деятельности человека в полной мере сохраняется лишь на особо охраняемых природных территориях Таймыра.

 В свое время организации специализированного на отстреле оленя государственного промыслового хозяйства «Таймырский» предшествовала большая работа охотоведов-биологов НИИСХ Крайнего Севера по изучению популяции, позволившая оценить ее численность, темпы роста, территориальное размещение и основные миграционные потоки этих копытных животных.

Первые авианаблюдения за размещением дикого северного оленя проводились в 1959 году, а уже с 1966 года с периодичностью в три года начались регулярные авиационные учеты численности с определением сезонных перемещений и размещения в ареале. Промысловое освоение популяции началось с 1971 г. За 23 года промысла суммарная добыча оленей составила более 1,3 млн. особей, что превосходило продукцию всех оленеводческих хозяйств Средней Сибири. Период становления и эффективного функционирования промысловой отрасли (1971-1993 гг.) был наиболее плодотворным и в изучении популяции. Научное обоснование отрасли заключалось в определении численности, продукционных и морфо-физиологических характеристик популяции, ее половозрастной и пространственно-временной структуры, оценке состояния кормовой базы и предельной численности животных, определении промысловой квоты и разработке методических основ ведения промысла.

С 1980 по 1990 годы мониторинг за популяцией кроме сотрудников НИИСХ Крайнего Севера, осуществлял специально созданный «Северный отряд», где слежением занимались до десяти сотрудников госохотконтроля Главохоты. Контроль осуществлялся, как за миграцией оленей в разные временные интервалы, так и за ходом промысла на водных переправах и при зимних отстрелах на суше. Практика показала, что в эти годы лицензируемый промысел оленя соответствовал фактической добыче его в пределах ареала на 90%. Около 10% (по экспертным оценкам) из общего количества добывалось без лицензий национальным населением на отдаленных стойбищах, поисковыми геологоразведочными партиями и удаленными охотничьими и рыбодобывающими бригадами для собственных нужд. Наличие любых, зафиксированных Северным отрядом, нарушений при производстве охоты на оленя не оставалось без внимания, что обеспечивало ведение охоты в установленных законом рамках.