Думаю, никто не станет оспаривать важность понедельника. У большинства людей трудовая неделя начинается с понедельника, так же, как и многие новые дела. Но почему и в природе тоже все знаковые события привязаны к понедельнику? Или мы после «бурных выходных» становимся более наблюдательны и восприимчивы…
Понедельник на Аяне начался с рейда к старому кордону. Оттуда мы собирались взглянуть на склоны плато, чтобы узнать есть ли на них следы оленей, и не идут ли они там. Как только мы вышли на реку, нас приветствовал встречный порывистый южный ветер, правда, не совсем теплый, чтобы вмиг растопить осколки зимы. Но его тепла, вкупе с вчерашним ночным дождем, хватило, чтобы снег стал резко таять и проснулись речки. Наш ручей, который мы пересекаем по пути к озеру, вовсю уже «голосил». «Прыг-скок» по камням, и мы на противоположном берегу потока. А дальше еще интересней. С поверхности озерного льда стаял снег и на нем образовались обширные лужи талой воды. Идти дальше по озеру в наших ботиночках не получится. Надо возвращаться и надевать резиновые сапоги. За то время, пока мы размышляли, снимали показатели уровня воды, фотографировали и считали уток на полынье, воды в ручье прибавилось на столько, что на обратном пути простенький «прыг-скок» сменился на «прыг-бултых» … и звонкое «Блин!!!» … Ботинки мы искупали, теперь нужно переодевать и носки.
Переодевшись, мы добрались до кордона, но оленей там так и не увидели. Только к вечеру мимо кордона прошло 9 оленей, среди которых было четыре самца. Их головы украшали довольно большие черные панты, которые начали ветвиться.
Дни идут, скоро июнь, а миграции нет. Только разрозненные осколки былого величия. Нам остается только наблюдать, как медведь прогуливается вдоль реки. Что-то часто он начал попадаться нам на глаза и в объективы фотоловушек. Того гляди и к нам еще полезет.
Тепло неохотно приходит на плато, а вслед за ним на берега реки слетаются кулики, турухтаны, утки, чайки, трясогузки. Все кричат, бегают, перелетают с места на место. В небе канюки кружат хоровод. Жизнь вышла за пределы полыньи и наводнила лес, наполнив чащу голосами птиц. Какая благодать! Но по ночам еще приходят небольшие морозы, не давая весне разгуляться в полную силу.
Снег возле кордона стаял полностью, трава подсохла, и мы решаем навести порядок. Как-бы организовать субботник посреди недели. Собрали обломанные сучья, пожухлую траву, облагородили клумбу. Приятно, когда возле твоего домика есть маленький сад, в котором можно посидеть и помечтать. Правда, раскидистых ив у нас в саду нет, зато мы можем похвастаться своим «Садом камней».
Последний день весны мы решили отметить походим по озеру, взглянуть как поменялся его облик. День выдался пасмурным и безветренным, полный штиль! Изредка сквозь облака проглядывало солнышко, лаская нас своим теплом. В такие моменты мы сразу снимали куртки, нам становилось жарко, несмотря на то, что мы шли по огромному «холодильнику». Лед с поверхности уже хорошо подтаял, стал рельефным и «колючим», воды на нем не было. В его теле иногда мы встречали небольшие сквозные «дыры», по которым уходила талая вода.
Пройдя некоторое расстояние, я всегда останавливаюсь, чтобы оглянуться, осмотреться по сторонам и прислушаться (такая у меня привычка). Сзади за нами никто не следовал, на льду озера мы были одни, как две мухи на спине. Все хорошо, вперед. Но нарастающий, странный звук в вышине, похожий на пикирование истребителей, заставил меня остаться на месте и поднять голову к небу. На белесом фоне облаков, в нашу сторону с невероятной скоростью приближались две точки. Когда они почти поравнялись с нами, я разглядел силуэты двух гагар, несущихся на бешенной скорости. Далее все произошло мгновенно. Глухой хлопок, и в том месте, где были птицы появилось два маленьких облака, за которыми траектория птиц резко изменилась. Две точки по параболе устремились вниз, вошли в штопор и упали в лес. А два облачка стали опускаться к земле, медленно тая на глазах. Это оказались перья гагар. Что произошло? Никто стрелять не мог, да и высоко было... Нам крупно повезло. Мы смогли наблюдать редчайшее явление в мире природы – переход птицами звукового барьера. Как сверхзвуковые самолеты, только при этом самолеты свое «оперение» не теряют, да и хлопок очень громкий. Подобное явление на Земле могли наблюдать только единицы, и мы среди них!!!!
У старого кордона мы сделали небольшую остановку. Поправили на крыше бани оторванное ветром железо, взглянули на подтопленный рекою кордон.
Пройдя по террасе, мы не нашли следов активной миграции оленей, но сделали еще одно ошеломляющее открытие. Мы встретили стерха, застрявшего в завале озерного плавника, который пополнил нашу коллекцию сказочных животных и птиц озера Аян «на зоологическом дереве».