ВАСИЛИЙ САРАНА «Здравствуй, лето!» Вести с Аяна 3-9 июня 2019 г.

ВАСИЛИЙ САРАНА «Здравствуй, лето!» Вести с Аяна 3-9 июня 2019 г.
ВАСИЛИЙ САРАНА «Здравствуй, лето!» Вести с Аяна 3-9 июня 2019 г.
Василий Сарана

На этот раз понедельник опять подтвердил свою репутацию «знаменательного» дня недели! Ну, во-первых, на дворе начало календарного лета. А во-вторых, этот факт подтверждает сама природа. К одиннадцати утра на градуснике + 14, легкий ветерок и ни одного облачка на небе. День обещает быть жарким. А коли так, у нас осталось одно незавершенное дело, без которого увиденное нами редчайшее явление в мире птиц останется сказочной былью. В прошлых вестях я рассказывал о событии, которое мы наблюдали в небе - «переход гагарами звукового барьера». Два дня мне не давала покоя мысль, что многие могут не поверить, скажут, мол, очередной барон Мюнхгаузен. И чтобы не слыть сказочным героем и подтвердить рассказ фактом, я должен отыскать упавших гагар или то место, где они упали. Место падения птиц ориентировочно нам известно. Так в чем же дело? Понедельник - как раз тот день, когда следует начинать новое дело. Тогда в путь, господа!

первоцвет

первоцвет

Заповедники Таймыра

С каждой минутой воздух разогревался и вскоре нам стало жарко. Мы разделись, кто до футболки, а кто и до голого торса. А солнце не жалело тепла и щедро им одаривало долину Аяна. Среди жухлой прошлогодней травы навстречу солнцу уже пробиваются крохотные «первоцветы». Хотя эти желто-синие красавцы не самые выразительные цветы Путорана, но зато они самые первые цветы. За цветами спешат не отстать и приукрасить свои серые «скелеты» лиственница, ольха, ива. На их ветвях уже треснули почки и показались зеленые ростки. Лето врывается на Путорана!

третий по счету первоцвет

третий по счету первоцвет

Заповедники Таймыра

К предполагаемому месту падения гагар мы решили добираться по ровной наледи, а потом уже прочесывать лес.  Но оказалось, что не все так просто. Той ровной наледи, которая была неделю назад, уже не было. Ее тело было испещрено ледяными гротами, тоннелями и каньонами, на дне которых бушевали потоки мутноватой воды. В одних местах вода вырывалась на поверхность и растекалась на множество ручейков, а в других, закручиваясь пенными воронками, уходила под лед и там угрожающе гудела, с грохотом перекатывая камни. Лед с поверхности активно тает и стоит только на него наступить, как он рассыпается на множество мелких столбиков. Именно так выглядят отдельные кристаллы льда, формирующие целостный ледяной покров наледи.

кристаллы льда

кристаллы льда

Заповедники Таймыра

Маленькие водные преграды мы с легкостью перепрыгивали, а вот к основным потокам подходить уже опасно, могут обрушиться. Идти по такой наледи опасно. Вскоре мы поняли, что раскисшая наледь не самое лучшее место для ходьбы, и свернули в лес. Там мы быстро отыскали старые оленьи тропы и уже по надежной тверди следовали к своей цели. Именно в такое время года, когда не жарко, нет комаров, лес прозрачный и видно далеко, самая благодать ходить по лесной чаще. Люблю это время на Путорана, жаль, что оно длится не так долго.

позеленело

позеленело

Заповедники Таймыра

Дойдя до предполагаемого места падения гагар, мы разошлись и начали прочесывать лес, постепенно смещаясь к берегу. Как назло, именно там, где нам предстояло искать гагар, склон оказался заболоченным, порос кустарником и испещрен кочками.

Да, как в этих «джунглях» можно найти что-либо и кого-либо?

позеленело

позеленело

Заповедники Таймыра

Заросли ольховника, множество поваленных старых лиственниц и молодых деревьев сплелись в непролазные дебри. Между кочек вода, а под ней лед, скользко, того и гляди, провалишься в яму.

Наивно было полагаться на успех. Ничего похожего на место падения в лесу мы так и не нашли.

Лес закончился, и мы вышли к берегу. Осталось обойти затопляемую в половодье обширную прибрежную луговую полосу. Оглядевшись по сторонам, мы не поверили своим глазам. Метрах в 150-ти на рыжем фоне пожухлой травы выделялись две свежие «кучки» земли. Что это? Кроты здесь не живут, да и «кучки» были не совсем правильной формы.

Не может быть! Так это же и есть место падения гагар!

место падения гагар

место падения гагар

Заповедники Таймыра

Перед нами в земле зияло два «свежих задира», характерной формы углубления, образовавшиеся от столкновения, под воздействием направленного удара. От гагар и следа не осталось, их уже давно подобрали хищные птицы. Еда в здешних местах долго не залеживается. Или, скорее всего, гагары от столкновения с землей разлетелись на мелкие кусочки…

место падения гагар-2

место падения гагар-2

Заповедники Таймыра

Среда. Лето набирает обороты. Вода в озере стремительно прибывает, в устьевой части уже образовался обширный заберег. Ежедневно мы вынуждены переставлять «гидрологическую» рейку, рискуя ее не достать. Результаты замера температуры, вытекающей воды из озера, меня удивили: 0 градусов. Я полагал, что вода будет теплее… Но, когда ты в резиновых сапогах, холодная вода не проблема, в половодье проблемой становится их высота. С трудом, чуть не зачерпывая воду, мы перебрели заберег и по крепкому льду перешли на левую сторону долины. Впереди дальний рейд в каньон Большого Хонно-Макита. Снег уже везде стаял, путь открыт. Кое-где нам надо установить временные аншлаги, проверить стоянки туристов, навестить логовища волков, посмотреть ситуацию с паводком в каньоне и «понаблюдать» за природой и ее обитателями.

аншлаг

аншлаг

Заповедники Таймыра

Люблю левый борт долины. Я уже рассказывал, что по нему проложены многочисленные тропы оленей. За многие десятки лет животные натоптали целые проспекты, передвигаться по которым настоящее удовольствие. Быстро, нет зарослей, все сучки и ветки обломаны рогами, никогда не собьёшься с пути, даже ночью, но таковой пока нет. Полярный день и можно ходить круглые сутки, поэтому мы никуда не торопились.

За час с небольшим добрались до «Волчьего царства». В склоне оврагов вырыты 3 «хороших» логова, есть еще и 2 старых, совсем не пригодных для жилья. Одно из логовищ вырыто на месте брошенных песцовых нор. Волки любят расширять старые песцовые норы, так меньше сил тратится на земляные работы. Логовища оказались пусты, волки даже не заходили внутрь. … Зачем заходить, если они знают, что в 3 километрах ежегодно живут люди и частенько бывают у логовищ. Ушли, «от греха» подальше...  Да я и не рассчитывал встретить их, хотя немного надеялся. В этом году мы повстречали много волчьих следов, даже сегодня на берегу озера крупный волк оставил отпечатки своих лап.

Спустя три часа ходу, нам захотелось попить чаю с лимоном, жарковато, устали малость. Долго не чаевничали и уже к 4 часам дня мы созерцали устье Хонно-Макита. Еще издалека, на подходе, мы слышали грохот бьющегося льда. На реке вовсю идет ледоход. Из каньона с непрогнозируемой периодичностью, восседая на громадных валах мутной воды, выплескивались порции огромных кусков льда, и тут же на разливе русла резко спотыкались, громоздились, распихивали и переворачивали друг друга. С грохотом и скрежетом ледяные айсберги постепенно протискивались вниз по течению. Некоторые ледяные глыбы «соплеменники» в жесткой борьбе выпихивали на берег, под жалящие лучи летнего солнца. Их марафон закончен, на берегу им лежать недолго, воздух уже прогрелся выше 20 градусов.

Сегодня придем и я обязательно поставлю квас на ржаном хлебе. И если жара продлиться еще долго, то через три дня нам будет чем ее остудить. Ну а пока, чтобы утолить жажду, мы останавливаемся на каждом ручье и жадно пьем ледяную воду под кукование кукушки. Прилетела, бездельница…

Кукушка, кукушка. Сколько дней еще будет стоять жара? Ку-ку… Всего 3 дня… Посмотрим, прорицательница.

Поход на Хонно-Макит, помимо открытий, принес и огорчения. Последствия малоснежной зимы и «сухой» весны повсюду были налицо. Большинство мелких озер оказались пусты, а крупные заполнены, как будто сейчас глубокая осень.

«Тундра» и лесная подстилка также сухие. Болотины мало обводнённые, ручьи слабоактивные, хотя сейчас самое время их буйства. Мох под ногами хрустит и рассыпается, брось спичку и огонь не остановить… Если не пойдут дожди, ждать надо засухи, а вместе с ней и пожаров.

гидропост

гидропост

Заповедники Таймыра

Возвращаться домой всегда радостней, но дольше… К вечеру заберег на озере стал шире и глубже, теперь высоты наших сапог недостаточно, чтобы добраться до спасительного ледяного моста. Надо идти вдоль берега озера и искать переход. Вот и еще несколько километров, которые удаляют нас от дома, сами виноваты. Озеро мы пересекли, не замочив ноги, а тут еще и «домашний» ручей, как на зло, возмутился и перекрыл дорогу. Опять идти вверх и искать переправу. Хорошо, что через поток лежит упавшее дерево и мы перебираемся по нему, а то бы сушили сапоги. Весной всегда есть риск остаться на противоположном берегу… надо готовить лодку и болотники, а не надеяться на низкий уровень воды.

как теперь перейти

как теперь перейти

Заповедники Таймыра

Неделя стремительно подошла к концу, и что в итоге? Кукушка нам не соврала, летняя жара простояла до конца недели, дождик еле заморосил в воскресенье. А квас я всё-таки поставил, теперь с ним будем остужать баню, ведь сегодня воскресенье – банный день на кордоне.

 За солнечную неделю лес сменил свой серый фон на светло-салатовый. На «солнцепёках» расцвели новые цветы, появились бабочки и шмели. Выползли все букашки, пауки, мурашки, даже «божья коровка» каким-то образом залетела в эти края! Дрозды уже обустроили гнезда и насиживают яйца.

Стали появляться комарики и уже делать тестовые укусы. Николай нашел себе друга, задорного бурундука из мультфильма его детства «Чип и Дейл спешат на помощь», который украсил наше дерево экзотических животных Аяна.

В начале недели проверили фото-ловушки. В объективы попались долгожданные рысь и медведь «белоспинка». Это тот медвежонок, что в прошлом году любил кувыркаться на спине перед фото-ловушкой (Смотрите видеоролик «Встречи на Аяне» на нашем Ю-туб канале). Теперь он стал взрослее и уверенней, но пока остается таким же игривым. Не может пройти мимо ловушки, чтобы не задеть ее и не обнюхать.

белоспинка

белоспинка

Заповедники Таймыра

Ну и самое главное. Миграции оленей мы так и не дождались! За весь весенний период в долине мы увидели только 21 оленя (мимо нас прошло). К этому числу можно прибавить еще 15-20 голов, тех оленей, которых мы не смогли наблюдать, а определили их присутствие по следам. Осиротел Аян. Что будет дальше?