Василий САРАНА. ВЕСТИ С АЯНА 26.05.19

Василий САРАНА. ВЕСТИ С АЯНА 26.05.19
Василий САРАНА. ВЕСТИ С АЯНА 26.05.19
Василий Сарана

«И холодам приходит конец …»

Антициклон! Ведь красиво звучит, а особенно весною, когда он надолго «зависает» над плато Путорана. Всю прошлую неделю, с 13 по 19 мая, Аян купался в солнечном свете. Облака не затеняли небо, и тепло стало проникать во все уголки долины. Дневные температуры переместились в область положительных значений и снег «поплыл». Чтобы приблизить весну хотя бы на несколько дней, мы решаем разбросать кучи снега возле домика. Последствия нашего легкомыслия ждать себя не заставили… Как там в народе говорят: «не буди лихо, пока оно тихо…». Разгневали мы Дедушку Мороза, занялись не своим делом, и в назидание в понедельник он помог нам и «приблизил» весну.

Ну а пока, невзирая на субботу, мы отправились проверить другое гнездо кречета, расположенное на притоке, в 8 километрах по озеру. Дорога туда нам уже хорошо знакома, «коньки в руки» и вперед! Но стоило ступить на лед озера, как сразу все пошло не так, как планировалось. Теперь мы не могли свободно скользить, не глядя под ноги, по зеркальной глади озера и любоваться его прекрасными ландшафтами. Лед стал бугристым и «чертовски» скользким. Надо все время смотреть вниз, иначе нога попадает на бугор и... Но вскоре мы нашли спасительное решение. Надо было всего лишь разогнаться на снежном островке, оттолкнуться от его края и катиться по льду. С островка на островок и дело пошло. Все зависит от силы толчка, если он удачный, то 20-30 метров скольжения гарантировано, но только надо успевать лавировать между бугорками.

снежные надувы

снежные надувы

Заповедники Таймыра

С каждым шагом озеро преподносило нам все новые и новые загадки, ну просто целый ликбез по гляциологии - науке о снеге и льде. Некоторым загадкам я не могу дать объяснения. Ну обо всем по порядку.

Первое. Лед на озере стал непрозрачным. Солнце поработало над ним, и он покрылся дивным рисунком, словно Дед Мороз разукрасил оконные стекла. Как так могло получиться? Такой тип рисунка я встречаю впервые! Эти рисунки можно использовать в качестве трафарета. Все бы было хорошо, если бы мы шли только до старого кордона. Но нам скользить дальше, а дальше становится еще интересней. В этой части озера поверхностный рисунок льда сменился на другой. Вместо витиеватых узоров, поверхность льда была раскрашена «разнокалиберной» сеткой. Здесь все встало на свои места, так выглядят кристаллы льда с поверхности. Они расположены вниз по направлению роста и имеют классическую столбчатую структуру. Если в лед вонзить нож, он раскалывается на отдельные столбчатые кристаллы. Весною все видели на берегу тающий речной или озерный лед? Если по нему стукнуть, он рассыпается на отдельные столбчатые ледяные иглы. Это и есть отдельные кристаллы льда, слагающие ледяной покров.  С этим рисунком нет вопроса, а вот с первым рисунком все посложнее. Как возник рисунок на поверхности озера в первом заливе, по каким законам? Если в него вонзить нож, лед скалывается не «по классике», а ледяными пластинами-линзами. Первое, что приходит в голову: возможно, причина в условиях (температурном режиме), сложившихся на стадии первоначального формирования ледяного покрова??? Обычно эта часть озера замерзает первой. Загадка остается загадкой!

сетка и узоры

сетка и узоры

Заповедники Таймыра

Ущелье лежит на склоне северо-восточной экспозиции и солнышко еще не успело усиленно поработать над его снежным убранством. Надувы снега нас впечатляли и тормозили. Но вскоре мы вышли на следы медведя. Он как будто знал, что мы придем сюда и протоптал нам тропу по дну ущелья. Его косолапый шаг с нашим не совсем совпадал, приходилось непривычно выгибать внутрь стопы. Хоть и не удобно так идти, но лучше, чем самим топтать новый путь в глубоком снегу. На прогретых скалах в свадебном вихре вовсю кружились мухи, жужжа и атакуя друг друга. Вот что значит южная экспозиция. Через километр показался замерзший водопад, дальше дороги нет, как нет и обратных следов медведя. Куда он делся? Может нас поджидает? Подойдя ближе к замёрзшему водопаду, мы были удивлены -- медведь одним махом преодолел ледяную преграду. А чем мы хуже. По его следу, пыхтя и сопя, мы взобрались наверх.

вслед за медведем

вслед за медведем

Заповедники Таймыра

Спрямив путь, мы стояли у подножья отвесной скалы, где располагалось гнездо кречета. Тишина и никакого движения. Неужели и это гнездо пустое? Мы уходили с тяжелым сердцем, но оставалась маленькая надежда, что, может быть, в самом дальнем углу скальной ниши притаилась самка и там всё-таки высиживает свое потомство. Наверняка летом, когда вновь придем сюда, мы увидим птенцов!!!

В воскресенье 19 мая, под вечер, по левому берегу Аяна прошли первые олени, только шесть самок. Значит, в предвершинной части плато мы видели спусковые тропы. Странно, почему так мало оленей? Ведь раньше, всего лишь 6 лет назад, в первой волне было по 300 – 400 особей. Сегодня, по наблюдениям наших коллег из научного отдела, которые ведут мониторинг оленей с помощью спутниковых GPS-ошейников, основной миграционный поток сместился далеко на восток в Эвенкию и Якутию. Хотелось бы верить, что отсутствие оленей вызвано именно этой причиной, а не их массовым истреблением. 

первые следы оленей на плато

первые следы оленей на плато

Заповедники Таймыра

«Как холодам, так и антициклону когда-то приходит конец».

Наступил понедельник. Небо заволокло облаками, задул северо-западный ветер, похолодало и начали кружить «белые мухи». А мы уже убрали пуховики…

Но ход весны не остановить. Это мы поняли по роскошному макияжу нашего горностая. Он навел черные тени вокруг своих глаз и также продолжает «бороться» с мусорным ведром и противостоять фундаменту. Линяет, проказник!

На полынью, «оазис жизни», прилетели первые кряквы, чирки, шилохвости и шумно водят брачные хороводы. Над протокой, по-прежнему, восседая на дереве, дежурят два орлана. Значит, их гнездо еще пустое. Прилетела парочка серых ворон и чайка. Это серьезные пищевые конкуренты для вòронов. Только вот почему вòроны еще летают вместе? Самка уже давно должна сидеть в гнезде… Или это самцы из разных семей? Наглые ворòны, в отличие от воспитанных вòронов, подлетают к самому кордону и высматривают, чего можно утащить. Пуночек уже не видно у полыньи, наверное, они улетели дальше на Север, вслед за уходящей зимой.

летят утки

летят утки

Заповедники Таймыра

С каждым днем протока становится шире. Теперь вдоль ее берегов, кроме глухого карканья вòронов, раздается веселый щебет трясогузок. Они уже тут как тут. Шустро перепархивают с камня на камень, собирают веснянок, поденок и ловят комаров. Иногда тонкий писк трясогузок заглушает трубный гогот пролетающих над полыньей гуменников и белолобиков. В каждом косяке по 10-16 гусей. Бывает и по 50. Некоторые группы гусей делают пару кругов над рекой и садятся на оттаявшие травянистые полянки, разбросанные желтыми пятнами по широкой долине, как раз в тех местах, где должна быть наледь. В этом году наледи почти нет, и поляны служат кормовым полигоном для зайцев и гусей. Скоро на них должны ступить и олени. Но их по-прежнему нет…  Придут ли вообще? Давно пора!

Фотоловушки простояли уже 20 дней, пора их проверить. Невероятно!!! Каждая ловушка наснимала по 400-600 кадров, израсходовав весь заряд аккумуляторов… Но все кадры оказались пустышками. В этот раз я взял ловушки другой марки и не знал, как они работают. Я настроил их, используя установки старых ловушек и сильно ошибся. Ловушки реагировали даже на малейшее колебание травы, вызванные дуновением ветра. Вот вам причина рекордного количества кадров. Хотя есть несколько успешных снимков. Перед камерой покрасовались зайцы, кукша, росомаха и медведь. Медведь оказался слишком худым и от этого казался длинноногим, словно передвигается на ходулях. Но самый удачный кадр – это волк с добычей.

К концу недели погода так и не наладилась… Температура держится у нуля, небо плотно затянуто облаками и дует пронизывающий ветер. Неблагоприятная погода больше оказывала воздействие на нас, чем на новых обитателей, которых с каждым днем становилось все больше и больше. Полынья превратилась в «утятник», в водах которого утки с криками собирали веснянок. Прилетела пара лебедей, но эти белоснежные птицы слишком пугливы, чтобы любоваться ими, даже издалека. Завидев только наши головы, они не раздумывая взметнулись в небо и улетели.

смена фото-ловушек

смена фото-ловушек

Заповедники Таймыра

По три раза в сутки мы приходим на полынью, а точнее к озеру, чтобы не пропустить первых оленей. Но все наши старания тщетны. Оленей нет. Ждем!

Каждую субботу у нас предпраздничный день (баня в воскресенье) и мы, как в лучших домах Парижа, жарим дрожжевые оладьи. Почуяв запахи жареного, к нам пожаловал самый главный хозяин долины. В этом году мы его еще не видели. Это первая встреча. По мишке не скажешь, что он тяжело пережил зиму… Жирненький и малость расслабленный, косолапый прогуливался вдоль реки, в 100 метрах от кордона, и с подозрением поглядывал в нашу сторону. Знает, проказник, что тут интересное место, где есть много «медвежьих духов» - бензина. Как-то в мое отсутствие он разодрал 3 полных канистры и устроил себе купель. Тогда этот дебош сошел ему с рук. Теперь остатки бензина, когда я уезжаю, прячу на лабазе.

… Я снимаю медведя на камеру, а сердечко-то стук да стук, «адреналинчик» пошел в кровь. Страшненько стало… Как никак – хищник. Единственный, кого я опасаюсь. Но, дойдя до того места, куда ветер сдувал дым от печки, мишка взбодрился и не раздумывая припустил со всей прыти бежать, забрасывая ноги выше головы. А чтобы не забывал «наших», пришлось посвистеть ему в след и крикнуть пару ласковых. Но не тут-то было. Медведь оказался не из «робкого десятка» и ночью, когда мы утихомирились и ночной дождь «прибил» дым к земле, он прошел в 50-ти метрах от домика, поправил нам фото-ловушки и переставил гидрографическую рейку, посчитав, что мы ее не туда поставили.

хозяин

хозяин

Заповедники Таймыра

Воскресенье! К 10 утра дождь кончился, всю ночь тарабанил по крыше. На льду озера и наледи образовались лужи и потекли ручьи, пора переобуваться в сапоги. На протоке появились стайки куликов, прилетело с десяток чаек и стали кричать, завидев нас. Мир наполняется новыми, весенними звуками. В лесу защебетали маленькие птички … Это весна! Тепло!