Безусловно, основная задача сотрудников заповедной системы – охрана и изучение ООПТ. Следы человеческой деятельности – всегда повод остановиться, составить акт, принять меры. Но это если – следы современные. На территориях же, подведомственных Заповедникам Таймыра, зачастую намётанный взгляд может отметить антропогенное присутствие несколько другого характера.
Речь идёт об артефактах, ставших, практически гармоничной составляющей окружающей среды. Это – следы пребывания людей на территориях задолго до того, как они стали заповедными.
В результате рейдов, охранных мероприятий, сопровождения туристских групп сотрудники Объединённой дирекции фиксируют те или иные уникальные находки. Среди них, например, нарты на озере Аян, минимум, столетней давности – судя по скорости врастания в грунт.
Известно, что через это озеро как минимум в XVIII веке аргишили (кочевали) племена эвенков, следуя за стадами дикого северного оленя – именно здесь долгие века проходил сезонный миграционный путь этого животного.
Или импровизированный склад орудий лова на стрелке рек Яктали и Дулисмар – части так называемых кулём и пастей: ловушек на соболя, песца.
Этим пушным промыслом могли заниматься уже и русские охотники. Вплоть до 40-х годов ХХ века существовал такой промысел, плавно перетекая от дореволюционных специалистов в ведение советских колхозов.
Оказавшись на территории, подведомственной Заповедникам Таймыра, эти артефакты как нельзя лучше рассказывают о прошлом нашего уникального региона.