Мировое научное сообщество, в частности профильные ученые СПбГУ, ФГБУ «Заповедники Таймыра» и Арктического центра при Университете Северной Айовы выразили свою озабоченность судьбой таймырской популяции северного оленя.
Так, Леонид Александрович Колпащиков – д.б.н., начальник научного отдела объединенной дирекции заповедников Таймыра, обратил внимание на необычное поведение наших оленей в условиях изменяющегося климата: «В период аэровизуального обследования арктической территории ООПТ Таймыра и наземных наблюдений сотрудниками заповедника в 2016 г. установлено необычное размещение популяции диких северных оленей в летний период и длительная задержка осенних миграций стад диких северных оленей в тундровой зоне Таймыра. Повышенные температуры воздуха, неглубокий снежный покров и отсутствие сильных ветров способствовали задержке стад оленей более чем на месяц в тундровой зоне Таймыра.
В августе-сентябре 2016 года большая часть популяции продолжала выпасаться в летних местообитаниях в субарктических тундрах Западного и Центрального Таймыра. Немногочисленная енисейская группировка задержалась в междуречье Енисея и Пясины, севернее Дудыпты до третьей декады октября и начала миграцию только в начале ноября.
Осенняя миграция животных на Восточном Таймыре также была слабо выражена: первая волна миграции, как и обычно, прошла в августе-сентябре, а основные стада так и не начали смещаться на зимние пастбища в сторону Якутии до сих пор. Зарегистрированы лишь отдельные немногочисленные группы оленей, дошедшие до пастбищ, расположенных на северо-востоке Эвенкии.
Для сравнения, в 50-60-е годы прошлого века пути и сроки осенних миграций диких северных оленей были относительно стабильными. В августе- сентябре большинство оленей, выпасавшихся в тундрах Западного Таймыра, преодолевали р. Пясину и уходили в горы Путорана. К октябрю до 80 % популяции покидало пределы Таймырской низменности.
В связи с задержкой большей части популяции диких северных оленей в период осенних миграций, в отличие от прошлых лет, гон у животных проходил в тундровой зоне Таймыра, а не в северной тайге - на плато Путорана и Анабарском плато. Зафиксированы зимовки многих стад диких северных оленей в крайних северных точках полуострова Таймыр, на островах Карского моря, а на архипелаге Северная Земля (о. Большевик), вообще сформировалась устойчивая группировка этих копытных. Животные встречались также в арктических тундрах от Диксона до п-ва Челюскин, в шхерах Минина. Сотрудники ФГБУ «Заповедники Таймыра» и РОО «Совет о морским млекопитающим» в 2016 году встречали во всех перечисленных местообитаниях не только взрослых самцов, но и самок с телятами-сеголетками. Ранее подобного факта- массового скопления оленей не наблюдалось. Можно предположить, что определенное воздействие на это явление оказывают такие факторы, как изменение климата, антропогенное изолирующее влияние и ухудшение пастбищ в прежних районах зимовок».
Гораздо более категорично о таймырском олене высказался профессор Андрей Петров, заведующий Арктическим центром при Университете Северной Айовы: «Численность крупнейшей в мире популяции северных оленей уменьшилась за последние 16 лет почти вдвое, говорится в новом исследовании, представленном на собрании Американского геофизического союза.
Речь идет об оленях, обитающих на Таймырском полуострове в России.
По данным наших совместных исследований с 2000 года по настоящее время их число уменьшилось с миллиона особей до 500 тысяч. Причины уменьшения популяции – изменение климата и человеческая деятельность, которые вынуждают оленей менять маршруты и сроки миграций.
"Это значительное сокращение, и мы видим одновременное уменьшение численности популяций северных оленей в других регионах мира", - отметил профессор.
В настоящее время северный олень остается важнейшим биологическим ресурсом более двадцати народов Евразии и Северной Америки». Эту новость активно тиражируют мировые СМИ, в частности канал ВВС.
Наши ученые согласны с коллегами. Действительно численность оленя на Таймыре имеет тенденцию к снижению, а компетентность заявителя подтверждает все тот же член-корр РАЕН Леонид Колпащиков, принимавший личное участие в мониторинге и учетных работах: «А. Петров – участник проекта CARMA, мы проводили совместные исследования по моделированию таймырской популяции, составлению ГИС-карт распределению районов отела диких северных оленей не только на Таймыре, но и популяций Ямала, Якутии, Чукотки на основании имеющихся опубликованных материалов. Кстати, эти исследования популяции оленей Таймыра с применением ГИС-технологий, мы начали проводить, когда я еще работал в НИИСХКС. Имеются совместные публикации и презентации на рабочих совещаниях по проекту CARMA. Сведения по динамике численности и состоянию таймырской популяции профессору А. Петрову хорошо знакомы из публикаций и наших докладов на CARMе с В.В. Михайловым, в том числе и материалов отечественных публикаций (ряда статей, опубликованных в зоологическом журнале и др.). На основе имеющегося опыта работы по программе CARMA в перспективе возможны совместные исследования северных оленей и карибу циркумполярных стран.
Нам остается только надеяться, что природоохранные организации смогут объединить усилия и решить вопросы финансирования целого комплекса работ по организации мониторинга и устойчивому использованию ресурсов таймырской популяции дикого северного оленя.
* Международная программа CARMA (мониторинг северных оленей циркумполярных стран), которой признано, что таймырская популяция диких оленей, как наиболее изученная, является модельной среди всех тундровых популяций Российской Арктики. Источник: http://www.nexplorer.ru/news__12223.htm
Станислав Стрючков – PR-Admin ФГБУ «ЗТ» при участии Михаила Бондаря – главного научного сотрудника ФГБУ «ЗТ».
Фото В. Матасова