ПРОГНОЗ ПОДТВЕРДИЛСЯ

ПРОГНОЗ ПОДТВЕРДИЛСЯ
ПРОГНОЗ ПОДТВЕРДИЛСЯ
Л. Колпащиков д.б.н,.главный научный сотрудник ЗТ

Научный отдел ФГБУ «Заповедники Таймыра» продолжает сезонную работу по изучению популяции дикого северного оленя на Таймыре. 23 августа состоялись аэровизуальные обследования заказника «Пуринский» и сопредельной территории Западного Таймыра на вертолете АС-380. В ней принимал участие заместитель директора по охране Николай Корнеев. Нами были обследованы летне-осенние пастбища диких северных оленей в междуречье Агапы, Пясины, Пуры. На обследованной территории площадью 150 тыс. кв. км.  олени отсутствовали! Отсутствовали следы и тропы животных на этих весьма продуктивных пастбищах.

Этот факт требует объяснения. Для этого мы коснемся анализа территориального размещения значительной части популяции на Западном Таймыре, где всегда были расположены  районы отела, нагула и гона значительной части таймырской популяции. Следует особо подчеркнуть, что пространственное размещение таймырской популяции было изучено достаточно полно в 60-90-е годы XX столетия. Однако, в последние 25-30 лет в ней произошли существенные изменения. Расширялся ее ареал, усложнялась пространственная структура, изменялись районы зимовок и отела, пути и сроки миграций, их интенсивность по различным районам. Наши наблюдения показали, что существенно изменилось летне-осеннее размещение животных. Анализ динамик численности диких оленей на Западном Таймыре в последние годы в период интенсивного промысла показывает, что поголовье имеет тенденцию к сокращению. Этот процесс начался с 1986 года и к 1993 году поголовье диких оленей на этой территории сократилось с 150-200 тыс. до 40-60 тыс. голов. Данные авиаучета 2017 года свидетельствуют об очень низкой численности диких северных оленей на Западном Таймыре. В данном районе выпасалось немногим более 4 тыс. оленей. Наши результаты авиаобследования свидетельствуют о том, что практически исчезли наиболее крупные группировки оленей – енисейская и пуропясинская. Это подтверждают фактологические наблюдения сотрудниками заповедника в районе озера Аян, где ранее олени мигрировали осенью с Западного Таймыра. Здесь в октябре-ноябре ежегодно проходили 150-200 тыс. голов. В последние 2 года на Аяне наблюдаются редкие малочисленные группы и одиночные особи.

На качественный состав западных группировок наиболее существенное влияние оказал промысел. Под его воздействием изменилось и пространственное размещение животных, сдвинулись сроки их миграции и районы отела. У животных выработался иной стереотип поведения. Добыча оленей на всем протяжении Пясины  привела к тому, что стада диких северных оленей  в осенний период стала мигрировать в верховьях реки после ледостава. Значительное количество оленей, летовавшие в 80-90-е годы XX века  на Западном Таймыре, стало мигрировать в июне-июле вдоль правобережья Пясины на Центральный и Восточный Таймыр. В результате бесконтрольного промысла некогда крупные группировки оленей на Западном Таймыре (енисейская и пуропясинская) были выбиты. В данном сообщении следует напомнить, что отмечалась аналогичная картина практически полного отсутствия оленей на Центральном Таймыре в конце июля 2019 г. http://zapovedsever.ru/news/details/dikie-severnye-oleni-tajmyra-na-rubezhe-tysyacheletij-

Каковы же причины, вызвавшие существенные изменения пространственной структуры популяции на Западном и Центральном Таймыре?

Ранее исследователи, отмечавшие особенности в распределении животных в пределах ареала, связывали их со стремлением оленей к периодической смене пастбищ, своеобразному инстинктивному пастбищеобороту, исключающему истощение кормовых ресурсов.  В настоящее время в прежних местах отела, нагула и гона видимых изменений запасов весенних кормов не произошло. Запасы злаков и осок ежегодно далеко не исчерпываются.

Однако современные сведения свидетельствуют о том, что главными факторами, нарушающими естественное состояние пространственной структуры популяции и ведущими к падению ее численности, являются широкомасштабный браконьерский промысел и хищничество волка на фоне низкой продуктивности популяции. Несомненно, присутствует избирательность промысла - изымаются наиболее крупные особи, в первую очередь самцы, да и самки. Кроме этого нелегальная заготовка пантов диких оленей на Таймыре имеет промышленные масштабы. В результате бесконтрольного промысла некогда крупные группировки оленей на Западном Таймыре (енисейская и пуропясинская) были выбиты. Существует еще большая избирательность при добыче оленей на суше. В осенний период добываются главным образом взрослые самцы, весной - самки на последней стадии беременности. Промыслом изымается часть популяции, обладающая наибольшим опытом, информативностью. Практически не контролируемая  добыча оленей ведется по всему ареалу, спокойных мест хода и выпаса для животных практически не осталось, движение стад становится хаотичным.

Кризисы в динамике популяции  были. Так, в середине 30-х годов по данным исследователей, проводивших наблюдения в разных районах Таймыра, численность популяции составляла не менее 450 тыс. особей. Резкий спад численности произошел в конце-30-х и 40-х годах до 100 тыс. особей. Вероятнее всего произошло из-за неумеренного промысла в годы войны и послевоенный период. На восстановление численности потребовалось более 30 лет. Повторение кризиса мы наблюдаем и в настоящее время. Прогнозные расчеты показали, что при существующей, крайне низкой продуктивности популяции (доля телят около 15% от общей численности оленей), истребительском воздействии промысла уже в ближайшие годы неизбежно катастрофическое падение численности. Окончательные выводы по современному состоянию популяции могут быть сделаны только на основании результатов широкомасштабного авиаучета, который крайне необходимо провести в 2020 году.