Последние годы река Котуй стала притяжением для туристов. Множество людей могут себе позволить побывать на Таймыре в уникальных местах, а жители сельского поселения Хатанга не имеют такой возможности из-за сложности дестинации и дороговизны билетов. В связи с развитием туризма в регионе, считаем, что не только туристы могут наслаждаться красотами нашего края, но и местное сообщество. Думаю, многие согласятся с учителями Хатангской средней школы №1, которые говорят, что проблема снижения интереса к изучению родного края, природных, культурных и этнологических уникальных объектов Хатангского района у молодежи и подрастающего поколения существует и будет сохраняться, пока не будут приняты действенные варианты ее решения.
Благодаря Фонду дикой природы и их программе адаптации коренного населения к изменениям климата и поддержания традиционного природопользования, в данный момент реализуется проект «Открывая Север», который направлен на решение данной проблемы.
Так, в один из последних дней уходящего северного лета, ученики Хатангской средней школы №1 отправились с родителями и преподавателями в экспедицию по реке Котуй. Во время поездки, ребята успели полюбоваться пейзажами рассыпчатых берегов, собрать гербарий, а по приезду организовать лагерь. Они научились устанавливать палатку и перекусили в ней после долгой поездки. После чего посетили ранее покинутый людьми шахтерский поселок Каяк, расположившийся на живописном берегу реки Котуй, где во второй половине ХХ века находилась угольная шахта «Котуй». Узнали много нового об истории своего района и просто насладились поездкой.
«Открывая Север» – условное название для разных новых форм деятельности. Краеведческие экспедиции помогут приобрести ребятам не только ценные фотографии, но и материалы для новых экспозиций выставки при Департаменте «Таймырский» Объединённой дирекции заповедников Таймыра. Освоив туристические навыки, они смогут преодолеть трудности похода, получат опыт краеведческой работы «в поле», а в дальнейшем, применить его для оформления результатов своих исследований и написания научно-практических работ.