Сувениры из Хатанги (Музея природы и этнографии департамента «Таймырский» ФГБУ «Заповедники Таймыра») отправились на выставку в детские сады Норильска.
Куклы в национальных одеждах всех этносов Таймыра, бисерные и кожаные украшения, миниатюрные предметы быта, изделия из рога оленя, стилизованная долганская парка… Всё это северное великолепие, сделанное руками мастериц – специалистов заповедников Таймыра, а также под их непосредственным руководством в рамках кружковой работы с местным населением по возрождению северных ремёсел, не может оставить равнодушным ни взрослых, ни детей.
В музейном зале «Светлицы» (ДС №97) выставка с сувенирами открылась в рамках многолетнего сотрудничества по проекту «Школа Умки»: здесь планируются обзорные экскурсии, игровые занятия и творческие мастер-классы, которые проведёт со всеми группами детского сада воспитатель Ольга Колесникова. Кроме того, в детском саду создан природный уголок – фрагмент настоящей тундры с лишайниками, мхами и растениями, своеобразный подиум для лучших творческих работ – победителей конкурсов. Здесь обретают «место жительства» фигурки животных, выполненных воспитателями и малышами сада. И это всего лишь одно из направлений большой совместной работы, не считая городскую научно-практическую конференцию «Эколёнок-дошколёнок», семейный праздник «День Земли», участие в экологических акциях. Подобное взаимодействие приветствуется и является приоритетным направлением в работе Объединенной дирекции заповедников Таймыра с дошкольными образовательными учреждениями города на данном этапе.
В «Цветике-семицветике» (ДС №90) наши экспонаты поселились к открытию интерактивно-познавательного центра «Люби и знай родной свой край» и прекрасно дополнили экспозицию, где воспитатели усердно постарались воссоздать главные атрибуты тундровой жизни северян. А некоторые интерактивные стенды были подготовлены заповедниками Таймыра заранее, благодаря содействию начальника отдела экологического просвещения Марии Просекиной: ростомер и прыгомер, на фоне которых можно посоревноваться с животными, а также интерактивная карта путешествий по Красноярскому краю. Не забудем и про ценные предметы музейного значения, бытовавшие в середине XX века в одном из поселков Таймыра. Ими охотно поделился давний друг заповедников, председатель родового хозяйства и автор книги «Долганские национальные игры» Семен Катыгинский: женская зимняя шапка, настоящий маут, сплетённый из «ровдуги», и самодельная игра «Броски колец». Входная группа на втором этаже также была оформлена детскими выставками от заповедников Таймыра: «О чем молчат животные?» с фотографиями забавных детёнышей животных и «Кто в заповедниках живёт?» с поделками из вторсырья учеников НДХШ.
Праздник в саду начался с официальной части и концерта с участием дошколят. Детей приветствовали гости из заповедников Таймыра, городского музея Норильска и особый гость праздника – Болгова Валерия в национальном костюме поведала детям удивительные истории о самом древнем народе на Таймыре – нганасанах, представителем которого она является. Ну а после нганасанской сказки, которую эмоционально сыграли маленькие артисты, прошла череда интерактивных экскурсий для старших и подготовительных групп детского сада с участием приглашённых гостей.
Дети были в восторге от непосредственного живого общения и игр!
Знакомились с самобытным миром северных народов, их обычаями, рассматривали орнаменты одежды нганасан, слушали легенды, упражнялись в меткости, играли с шаманом и, конечно же, загадывали желание! Путешествие в тундру было познавательным, интересным и очень веселым! Каждая группа экскурсантов напоследок получила заповедную газету для творческой работы по детской страничке. А ведущие экскурсий – благодарные отзывы.
Подобные интерактивно-познавательные центры с функциями музейной комнаты, безусловно, развивают детей, дают новые знания малышам и незабываемые впечатления о родном крае, природе и людях. А воспитатели при помощи сотрудников ФГБУ «Заповедники Таймыра» получают широкое «поле деятельности» для воплощения творческих идей, направленных на экологическое воспитание дошкольников.