В Норильск с официальным визитом прибыла большая делегация во главе с министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрием Кобылкиным. Первая встреча высоких гостей состоялась в экологической гостиной Объединенной дирекции Заповедников Таймыра с представителями коренных малочисленных народов Севера (КМНС). С министром на встрече присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе Сергей Меняйло, губернатор Красноярского края Александр Усс, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Елена Панова, заместитель председателя комитета по делам национальностей Госдумы Федерального Собрания Григорий Ледков, директор ФГБУ «Заповедники Таймыра» Константин Просекин, а также представители коренных малочисленных народов Таймыра. Кроме того, в разговоре приняли участие руководители Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский Никель». Темой встречи стала оценка негативного воздействия на окружающую среду нефтепродуктов, разлившихся в результате аварии на ТЭЦ-3 и влиянии их на традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера.
Участники встречи, в режиме «круглого стола» обменялись мнениями по поводу возможных последствий аварии и принимаемых мер по минимизации воздействия нефтепродуктов на природу и традиционный уклад жизни коренных народов Таймыра.
Председатель общественной организации «Дудинская Ассоциация коренных малочисленных народов Севера» Анфиса Никифорова отметила, что пять коренных этносов, проживающих на своей исконной территории, говорят о беде, которая неожиданно пришла в их дом. Поэтому меры в решении этой беды нужно принимать на государственном уровне.
Наш директор Константин Просекин в своем выступлении сказал, что явной угрозы для подведомственных особо охраняемых природных территорий авария не представляет. Дело в том, что Путоранский заповедник находится гораздо выше по течению – именно оттуда, с плато начинается основной водоток Норило-Пясинской системы. Пуринский федеральный заказник расположен на водосбросе в реку Пясину, а значит тоже расположен вне потенциального доступа вредных веществ. Что же касается Пясинского кластера Большого Арктического заповедника, он расположен в дельте реки Пясины, а это порядка 800 километров ниже по течению!
Константин, Александрович отметил, что, по предварительной оценке, экспертов экологической лаборатории НИИ Морского флота, если даже суспензия в воде есть, то независимо от ее концентрации она физически не сможет дойти до заповедных территорий у Карского моря. Но даже если предположить теоретическую модель, и образованная водно-топливная суспензия и добралась бы до соленой морской воды, она вступила бы в химическую реакцию и непременно выпала в осадок, который волной прибило бы к берегу. Но это в случае самого экстремального, крайнего варианта развития событий, который не произошел. Сейчас же необходимо, чтобы государственные специализированные и сертифицированные профильные компании занялись мониторингом состояния воды и за короткий летний период провели не менее трех экспертиз, для репрезентативной оценки экологического положения.
«Мы, как природоохранная структура взять на себя эту функцию в полной мере не можем, по объективным причинам» – подчеркнул наш директор. – «Кроме того, легитимность результатов анализов вод и почв зависит именно от авторитетности специалистов и лабораторий, имеющих соответствующие сертификаты на эти виды работ, а это важно».
Выслушав всех присутствующих, краевые и федеральные руководители выразили понимание проблем, озвученных представителями КМНС, а также предложили целый комплекс мероприятий направленных на минимизацию ущерба и даже решение многих накопившихся проблем в жизни основных этносов Таймыра. На несколько непростых вопросов ответили представители руководства Норникеля, рассказав о том, как идут работы в районе аварии и какие шаги планируется предпринять в ближайшее время. Завершая встречу, Дмитрий Кобылкин отметил, что многие предложения конструктивны и выразил надежду, что совместными усилиями всех заинтересованных сторон удастся не только ликвидировать последствия аварии, нивелировать ущерб для коренных народов Таймыра, но и избежать повторения аналогичных событий в дальнейшем.