Крик души

Крик души
Крик души

Непреодолимый крик души возник после просмотра материалов, собранных в ходе совместного оперативного рейда, в составе которого были участковый государственный инспектор в области охраны окружающей среды ФГБУ «Заповедники Таймыра» В.Д. Петрусев, старший государственный инспектор Енисейского таможенного управления О.А. Малолыченко, участковый инспектор поселка Катырык капитан полиции А.В. Смещук. Рейд проходил с целью физической охраны водоёмов и охотничьих угодий от браконьерства, выявления нарушений в области охраны окружающей природной среды, учета миграции дикого северного оленя и других животных и птиц. В результате на реке Котуй было обнаружено 18 трупов дикого северного оленя, осмотр которых показал, что данные животные были убиты из огнестрельного оружия, о чем свидетельствуют раны в затылочной части головы. Это же доказывает, что олени были убиты с  транспортного средства в воде во время переправы. У всех убитых животных были срезаны рога и вырваны языки.

Такой же ажиотаж вокруг пантов северного оленя царил в начале 90-х годов прошлого столетия, когда скупать их прилетали «новые русские» из Якутии, Эвенкии и разных уголков нашей необъятной Родины. И в эти годы взору наших земляков открывались страшные картины: по единственной реке Хатанге, питьевой водой которой пользуются 8 населенных поселков нашего района, плыли целые туши убитых оленей от 20 до 30 штук, со спиленными рогами и вырванными языками. По берегу реки их было так много, что навряд ли наши хищники смогли всем этим воспользоваться. На протяжении многих веков считалось, что волки наносят большой ущерб сельскому хозяйству, создавались целые бригады по их отстрелу, велись авиотстрелы,  но в отличие от браконьеров они делились своей добычей, остатками еды могли воспользоваться мелкие хищники. Я поднимаю обе руки и согласна с замечательным ленинградским писателем Юваном Шесталовым, который пишет «Но есть волки и среди людей. Такие же жестокие, жадные, изворотливые. И хоть лик браконьера многообразен, в нем много звериного, волчьего. Я не против этого зверя, я против волчьего, звериного в человеке. Одно ясно, считают охотоведы: и волки, и браконьеры – их враги, враги яростные, непримиримые. …Нужно ли уничтожать волка до последнего? Конечно же, нет. Природа оскудела бы без волка. Где появляется этот хищник – природа подтягивается, становится как бы могучей, яркой… В дикой природе волк – санитар. Но в наших условиях санитаром должен быть человек». Для северян – коренных жителей Таймыра – олень олицетворяет  жизнь, так как без него нет жизни. Это и еда, и средство передвижения, и одежда и все то, чем жив человек. И когда видишь такие сюжеты по варварскому отношению человека к оленю, то хочется кричать, но на кого? Не пойман - не вор, вот и приходится одной душе кричать.

Крик души
Заповедники Таймыра
А когда через «сарафанное радио»  узнаешь, что к этому причастны коренные жители, то хочется кричать еще больше. Кому, как не нам, охранять нашу природу, ведь на ней жить нашим детям, внукам, будущему потомству, неужели родители не давали им уроков по бережному отношению к природе? Или сегодняшняя нажива сильнее, светлого завтра? В нашей стране действуют разные законы по охране природы, принято законодательство об охране и использовании животного мира, где охрана стоит на первом месте. Но кто будет осуществлять охрану?  Охотничьей инспекции в Хатанге нет, а роль заповедников по отношению к северному оленю невелика.

По всей России в данное время идет акция «Спасите Амурского тигра» и не доживем ли мы до того времени, когда через год, два, нам придется кричать на весь мир «Спасите северного оленя!»?! Журналист Александр Васинский, посетивший много заповедников, в своей книге «Пейзаж будущего» остро поднимает вопросы охраны природы. Он рассуждает, что к шедевру зодчества можно прибить доску: «Охраняется государством». А к природе? Не прибьешь же ты табличку к небу, к реке… Не сделаешь же на каждой птахе пометку: не обижать, обладает статусом экологической неприкосновенности… «Нет, охранная грамота природы должна быть в наших сердцах, в нашей культуре, в нашей гражданской позиции».