И СНОВА ОЛЕНИ ТАЙМЫРА

И СНОВА ОЛЕНИ ТАЙМЫРА
И СНОВА ОЛЕНИ ТАЙМЫРА
Л. Колпащиков д.б.н

Во второй половине июня 2019 года сотрудниками ФГБУ «Заповедники Таймыра» (Бондарь М.Г., Колпащиков Л.А., Болдырев Д.В.) проведены экспедиционные работы на путях весенних миграций диких северных оленей таймырской популяции в бассейне реки Хета. Имеющиеся материалы наблюдений и многолетний опыт исследований таймырской популяции диких северных оленей позволяют мне сделать некоторые предварительные выводы о ее состоянии.

Основной целью полевых работ было мечение животных спутниковыми ошейниками. Следует отметить, что эти работы ведутся на Таймыре уже 6 лет подряд, благодаря фонду Российского отделения WWF.

 Значимость этих исследований не вызывает сомнений, именно в период, когда таймырская популяция находится в стадии существования, которую мы условно назвали «стадией уничтожения популяции». Эта стадия может стать последней, после чего дикие олени на Таймыре сохранятся в виде нескольких мелких разрозненных группировок, промысел которых экономически не целесообразен. Прослеженная весенняя миграция диких северных оленей на протяжении почти 300 км по реке Хета свидетельствует о том, что в разгар отела самок отмечался низкий уровень новорожденных телят. При форсировании водной преграды часть телят гибла от переохлаждения, а также в топких местах по берегам. Причем гибли и прошлогодние телята, и ослабленные взрослые особи. В группах мигрирующих оленей преобладали яловые самки и неполовозрелый молодняк в возрасте 1-2 года. У животных выработался многолетний стереотип поведения в виде «хаотичности миграций». Можно с уверенностью сказать, что на всем протяжении рек Хета и Хатанга спокойных мест хода и выпаса для животных практически не осталось.

Подобная картина весеннего миграционного потока ранее за многие годы (более, чем за 40 лет) не отмечалась. Закономерными были миграции плодовых, смешанных и самцовых стад. В плодовых стадах доля телят было сравнительно высокой, да и в целом в популяции.

Конечно, проблема с охраной дикого северного оленя пока остается не решенной. Результаты наших исследований еще раз подтверждают обоснованность тревоги за современное состояние некогда великой таймырской популяции. Предположительно можно сделать заключение, что длительный и интенсивный промысел (беспрецедентное браконьерство по всему ареалу, в том числе и срезка пантов), несомненно, оказывают существенно воздействие на структуру таймырской популяции (снижение доли приплода). Кроме того, существенно изменилось территориальное размещение - традиционные районы отела самок сместились на 300-400 км на юг до северных предгорий Путорана. Это в конечном итоге способствует снижению продуктивности популяции и ее численности. Окончательные выводы по современному состоянию таймырских диких оленей будут нами сделаны на основании дальнейших, более масштабных (наземных и аэровизуальных) исследований.  Вне всяких сомнений срочно требуется проведение широкомасштабного авиаучета таймырской популяции диких северных оленей. Результаты позволят разработать конкретные рекомендации, строгая реализация которых, возможно поможет спасти уникальный биологический ресурс.

Д,б.н. Леонид Колпащиков