И ШКОЛЫ, И ЗАПОВЕДНИКИ

И ШКОЛЫ, И ЗАПОВЕДНИКИ
И ШКОЛЫ, И ЗАПОВЕДНИКИ
Лариса СТРЮЧКОВА

Сотрудники отдела экологического просвещения и туризма ФГБУ «Заповедники Таймыра» представили несколько проектов, которые были приняты «на ура» заместителями директоров школ города Норильска. Предложение начальника отдела экопроса Марии Просекиной донести до заинтересованных лиц суть заповедных идей, возможных форм взаимодействия было поддержано в Управлении образования, и встреча на совещании, которое так и называлось – «Эколого-краеведческое воспитание в современном образовательном учреждении», – состоялась.

Заместители директоров по воспитательной работе – а именно в их круге забот находится эколого-краеведческая тема, внимательно выслушали выступление и предложения сотрудников Объединённой дирекции, пришедших на совещание.

IMG-20200129-WA0023

Выступление Марии Просекиной

Заповедники Таймыра

Надо сказать, что все пять проектов вызвали интерес. Но если одни требуют дополнительных организационных, ресурсных затрат, как, например, «Марш парков» или «Заповедный учитель», то остальные, горячо поддержанные учителями проекты Заповедников Таймыра, как нельзя лучше ложатся в уже существующую структуру эколого-краеведческого воспитания, отлаженную в школах.

Например, проект, рабочее название которого звучит как «Неделя Заповедников Таймыра в школе №…», подразумевает краткосрочный десант заповедных работников в одну из школ города в течение недели. Десант включает в себя массу мероприятий: лекции (в том числе кандидатов и докторов наук), мастер-классы, выставки, квесты. И всё это на местном материале, с уже разработанными методиками. Цель – познакомить юных норильчан с многообразием и красотой окружающей их северной природы, богатой истории региона, разнообразным миром эндемиков и краснокнижных животных полуострова.

IMG-20200129-WA0019

Рабочий момент

Заповедники Таймыра

Вторым проектом, уже готовым к реализации, является «Заповедный тотальный диктант». Этот проект, автором которого является Мария Просекина, был разработан к 100-летию заповедной системы и успешно реализован в 2017 году – многие ООПТ России уже используют этот опыт. Судя по набравшим в последнее время силу географическим, историческим диктантам, можно предположить, что данный проект подразумевает проверку знаний о таймырских ООПТ. Но в том-то и дело, что совсем наоборот – его участники в процессе написания диктанта эти знания получают! Текст, который должен быть записан под диктовку, содержит сведения об окружающем нас мире – о полярных льдах и северных животных, о просторах Таймыра и столовых горах плато Путорана. Последнее, кстати, входит в Список объектов природного наследия ЮНЕСКО. И такой объект в Красноярском крае один единственный! А информация об этом тоже есть в текстах «Заповедного тотального диктанта».

IMG-20200129-WA0021

Посещение школьного музея

Заповедники Таймыра

Также участники совещания согласились с представителями Заповедников Таймыра в том, что необходимо возрождать уважительное отношение к территории у подрастающего поколения – через получение знаний, через исследования собственной истории и уникальной северной природы. И здесь на помощь может прийти ориентация в подготовке школьников к форумам и конференциям на местный материал.

Точек соприкосновения оказалось много. Обсуждаемая область профессиональной педагогической деятельности тесно связана с задачами экологов и просветителей особо охраняемых природных территорий (ООПТ), поэтому взаимопонимание оказалось полным.