Удивительные скопления водоплавающих птиц, обнаруженные в нижнем течение реки Пясины этим летом – это один из множества результатов комплексной экспедиции ФГБУ «Заповедники Таймыра». Научное объяснение этому явлению дал д.б.н. Л.А. Колпащиков – начальник отдела науки нашей организации:
«Разветвленная гидросеть, значительные запасы кормов на полигональных болотах и заболоченных низинах, наряду с отсутствием фактора беспокойства, создают благоприятные условия для существования водоплавающих. Используя реки и протоки как транспортные артерии, птицы широко перемещаются по территории в поисках оптимальных стаций. В 1980-х годах регулярными авианаблюдениями зоологов НИИСХ Крайнего Севера было установлено, что ежегодно в дельте р. Пясина собирается на линьку множество гусей. Их численность в 1984 г. составила 230 000 особей. Фоновым видом является белолобый гусь, однако здесь обитают также гуменник, черная и краснозобая казарки. При авиаобследовании территории Дельты реки Пясина в 2016 году картина подтвердилась. В этот год в июле-августе водоплавающие учитывались по тем же протокам и рекам.
Численность гусеобразных оценивалась как высокая, в стаях линных гусей насчитывалось до 2-3 тысяч гусей, которые, как правило, обитали на протоках дельты реки Пясина и сопредельных озерах.
С организацией Большого Арктического заповедника всякая деятельность людей в этом районе прекращена, что отразилось на более равномерном распределении размножающихся белолобиков по озерам и водотокам.
Анализ многолетних данных показывает, что в дельте реки Пясина ежегодно сосредотачивается более 500000 только линных белолобиков.
Такое количество гусей нельзя считать предельным для района. Причем на узких протоках эти громадные по численности (до нескольких тысяч) скопления были вытянутой формы длиной до нескольких сот метров, на небольших озерах скопления линных птиц приобретали форму облачка. Различные конфигурации скоплений птиц в период линьки может было бы объяснить социальной и пространственной структурой птиц и как защитная реакция от хищников в период, когда птицы не способны летать. Врагов у этих уникальных птица — много-это голодные песцы, когда нет леммингов, это и чайки, зимняки, волк, росомаха и даже белый медведь, который период отсутствия льда на море вынужден охотится на линных гусей. В 2016 при отсутствии леммингов отмечался повышенный «пресс» хищничества птиц-миофагов и песцов, погодные условия.
Примечательно, что экологические и погодные условия 2016 гг. были благоприятными для размножения гусей, а сроки обследования дельты Пясины – в период основных сроков линьки.
Следует описать еще одну уникальную картину жизнедеятельности гусеобразных и других водоплавающих птиц на Таймыр. Это явление миграций птиц.
Основные методы изучения миграций птиц – кольцевание и спутниковая телеметрия. Для гусей используются ножные (металлические, цветные пластиковые) и шейные кольца, миниатюрные спутниковые передатчики.
Анализ возвратов колец позволяет установить, что населяющие полуостров гуменники зимуют в Европе и Азии, в местах, удаленных друг от друга на многие тысячи километров. Из Европы на Таймыр большая часть гусей летит над степями Северного Казахстана и тайгой Западной Сибири, меньшая – вдоль берегов Балтийского моря и далее по тундрам европейской части России, через Ямал и Гыданский полуостров. С зимовок в Азии (Китай, Индия и прилежащие территории) гуменники возвращаются на гнездовья через Монголию, Бурятию, Читинскую и Иркутскую области и далее по правобережью Енисея. На Восточный Таймыр некоторое количество гусей прилетает с юга и юго-востока, со стороны рек Котуй, Попигай и Анабар.
Можно сделать вывод, что громадное количество птиц стекается на Таймыре, а именно в дельте Пясина и других районах, расположенных на территории ФГБУ «Заповедники Таймыра», который является уникальной мировой мониторинговой станцией оценки состояния водоплавающих обитающих на территории планета Земля.
На Таймыре кольцеванием гусей активно занимались 20-лет назад, а в настоящее время подобные работы практически не проводятся.
Задача научного отдела ФГБУ «Заповедников Таймыра» восстановить эти работы, но для этого требуется соответствующее финансирование».
Фото М. Бондаря – главного научного сотрудника ФГБУ «Заповедники Таймыра»