Необычная находка сделана научными сотрудниками ФГБУ «Объединенная дирекция заповедников Таймыра» в ходе исследоватний комплексной экспедиции по территории Государственного природного заповедника «Путоранский». Плановые работы проводились в окрестностях озера Глубокое, где и был найден мох шистостега перистая, уникальный «светящийся мох», занесенный в Красную книгу Красноярского края. По заверениям ученых – это самая северная его находка в мире с существенным отрывом от основного ареала. «Этот вид в Гипоарктике очень редок. На сегодняшний день самая северная его находка в России зафиксирована в Магаданской области. В Красноярском крае шистостега известна только на юге края», – комментирует бриолог, доктор биологических наук Владимир Федосов. Этот вид интересен тем, что, конденсируя немногочисленный свет, который попадает и в укромные места обитания этого мха (например, под корни ветровалов), он испускает впечатляющее специфическое зеленое свечение, за которое англичане прозвали мох «эльфийским золотом».
Во время полевых работ также найдено около десяти новых для Таймыра видов мхов, есть новые виды и для Красноярского края, а возможно, найден и новый вид неизвестный науке. Сделаны фотографии этого вида и его местообитания. Всего же собрано около 1200 образцов мохообразных. «Мы не ставили перед собой цель найти какой-то новый вид или наоборот. Предметом нашего изучения является биоразнообразие (данной группы организмов) в целом. Многие виды, которые предполагалось здесь встреть, как не странно, найдены не были; и это тоже результат, хоть и отрицательный», – говорит Владимир Федосов.
Однако не все участники экспедиции могут похвастаться такими результатами. Териолог Марина Королёва по возвращении из экспедиции констатировала глубокую депрессию численности мелких млекопитающих (грызунов и насекомоядных), которая не коснулась только пищухи. Изменение численности мелких млекопитающих (от пиков численности до ее глубокой депрессии) подвержена сильным колебаниям по годам. На этот год и пришлась депрессия численности леммингов, полёвок, мышей и бурозубок, из-за чего собрать материал для исследований не удалось.
Интересными оказались и результаты энтомологических исследований, т.к. ранее энтомофауна плато Путорана целенаправленно не изучалась. Ученых поразила крайне низкая численность, а, местами, практически полное отсутствие дневных бабочек в некоторых биотопах, причинами чего могут быть различные антропогенные факторы. Тем не менее, совместно с коллегами из Воронежа собран неплохой материал по фауне и высотному распределению дневных бабочек изученного района. «На сегодняшний день мы собрали материал, достаточный для локальной сводки по дневным бабочкам окрестностей озера Глубокое», – подводит итоги полевых исследований участник научной экспедиции, энтомолог Андрей Куваев.
Научная группа собрала достаточное количество материала, чтобы понять, как устроено биоразнообразие в окрестностях озера Глубокое. Следующим этапом станет обработка материалов и анализ данных, который впоследствии будет изложен в виде научных публикаций.