Короткий летний полевой сезон ФГБУ «Заповедники Таймыра» ежегодно складывается из многих экспедиций, рейдов и другой работы, которую надо успеть сделать до наступления морозов. Огромное значение в этой череде событий имеет полевой этап научных исследований, который традиционно реализуется не только силами ученых нашей организации, но и сотрудниками разных профильных научных учреждений нашей страны. Многие из них приезжают на Таймыр годами и даже десятилетиями, проводя совместные с Заповедниками Таймыра исследования по актуальным темам, связанным с изучением биологического разнообразия и экологическим мониторингом заповедных территорий. Мы неоднократно писали об этом и публиковали результаты такой работы на нашем сайте.
В этом году полевые работы по изучению фауны беспозвоночных на территории ГПЗ «Путоранский» и его охранной зоны в районе отдаленного озера Харпича проводил к.б.н. Андрей Пржиборо (Зоологический институт РАН) в составе группы ученых из Заповедников Таймыра и МГУ им. М.В. Ломоносова. Недавно наш коллега вернулся из этой экспедиции, рассказав нам предварительно о проделанной работе.
Завершился очередной (для меня - четвертый по счету) экспедиционный сезон на плато Путорана.
В этом сезоне впервые удалось провести полноценные экспедиционные работы в восточной части Путорана. В последние годы мы только начинаем изучать фауну беспозвоночных (прежде всего – насекомых) плато Путорана. Почти все районы Путорана, обследованные ранее (общим числом 5), находились в западной части этого горного массива, и лишь некоторые – вблизи его центра (озера Аян и Дулук). Но даже для западных частей Путорана, регулярно посещаемых человеком, имеются лишь первые, очень фрагментарные сведения по фауне насекомых. А восточная половина плато вплоть до этого сезона оставалась совершенно не изучена – здесь не работал никто, и из этих мест не было никаких сборов вообще.
В этом году пять недель, - с конца июня до начала августа, - было проведено в окрестностях озера Харпича в восточной части Путоранских гор.
Условия восточной части Путорана заметно отличаются от его западной части. Для восточной части Путорана в целом характерны более пологие, выравненные склоны речных и озёрных долин и несколько меньшее разнообразие ландшафтов, чем для западной части.
В задачи нашей экспедиции входило проведение возможно более полных и разнообразных фаунистических (энтомологических и гидробиологических) сборов в этом новом неизученном районе. Это касалось как таежной зоны, находящейся в долине озера Харпича и на ее склонах до высоты 700-800 м, так и зоны тундры и зоны горных пустынь, находящихся выше, вплоть до высоты 1450 м. Базовый лагерь нашей экспедиции находился в долине озера Харпича у его северо-восточной оконечности. Поэтому основные местообитания таежной зоны были нам относительно доступны. А вот горные – тундровые и пустынные – биотопы пришлось изучать в ходе многодневных маршрутов.
Сроки экспедиции позволили провести три таких маршрута – при этом было обследовано три разных массива, окружающих озеро. Всего же удалось обследовать более 120 точек, охватывающих основные ландшафты и местообитания.
При проведении сборов беспозвоночных особое внимание уделялось малым водоемам и водотокам – пойменным и террасным озеркам и лужам, озерам и лужам в тундрах и горных пустынях, заболоченностям, ручьям и родникам. Как правило, именно в таких местообитаниях фауна беспозвоночных наиболее богата и разнообразна.
Для сбора насекомых было использовано около двух десятков методов. Основные из них – это кошение воздушным сачком, сборы водным сачком, желтые тарелки, почвенные стаканы, просеивание подстилки и сборы эксгаустером.
Для некоторых групп насекомых активно использовались выведения взрослых насекомых из личинок и куколок, что позволит в дальнейшем получить точные видовые определения (как правило, возможные только по взрослым насекомым), а также указать местообитания личинок соответствующих видов.
К сожалению, погодные условия не всегда благоприятствовали проведению энтомологических сборов: более двух недель в середине июля оказались холодными, ветреными и дождливыми. Но теплые солнечные недели на рубеже июня - июля и в конце июля – начале августа компенсировали периоды непогоды и позволили собрать большой и разнообразный материал.
Полтора месяца на Путорана – это относительно долгий срок. Северное лето проходит быстро: в конце июня, когда экспедиция начала свою работу, озеро Харпича еще было покрыто льдом, а вокруг царила северная весна. А в начале августа, когда мы завершали полевые работы, лето уже клонилось к концу.
Первые, самые предварительные результаты показывают, что энтомофауна нового изучаемого района небогата, если сравнивать её с западными частями плато, но при этом она может включать ряд интересных и необычных находок. Сотни проб, собранных в ходе экспедиции, теперь ждут дальнейшего изучения; начата разборка этих проб.
Материал каждой пробы будет разобран по таксономическим группам и передан специалистам на обработку и определение. Предстоит долгая кропотливая работа по обработке этих без преувеличения уникальных сборов. А к семи ранее обследованным районам Путорана теперь добавился еще один.