Лето 2023 г. комплексная полевая группа сотрудников научного отдела провела на одном из самых отдаленных участков охранной зоны Путоранского заповедника – в районе озера Харпича, в верхнем течении р. Котуй. Елена Борисовна Поспелова, хорошо знакомая нашим читателям по предыдущим публикациям, поделилась своими впечатлениями:
Впервые за все время работы в заповеднике мы работали на территории Эвенкии, в почти не изученном ботаниками районе, только в 60-х гг. прошлого века здесь проводились ограниченные геоботанические исследования и гербарные сборы.
Основным направлением работ Заповедников Таймыра было исследование флоры и растительности района, которые выполнялись геоботаником (С.Ю. Дедюсова) и двумя флористами (И.Н. Поспелов, Е.Б. Поспелова), работавшие вместе с нами специалисты биологического факультета МГУ (С.В. Крыленко) и Зоологического института РАН (А.А. Пржиборо) занимались изучением фауны насекомых, а также гидробионтов, обитающих в долинных и горных водоемах; при этом они также принимали посильное участие в ботанических сборах.
Наш прилет на участок состоялся 29 июня, в этот же день был размещен полевой лагерь на северо-западном берегу озера – часть сотрудников разместилась в старом доме, который пришлось слегка подремонтировать, «штабная» палатка с кухней и отсеком для проведения обработки материалов, а также отдельные палатки троих сотрудников – на приозерном валу. Здесь же установлена мачта метеостанции, источник электропитания, в небольшой бухте – лодка.
Летний сезон этого года довольно резко отличался от среднегодовых фенологических условий. Весна была поздней и холодной, лед на озере держался до 9 июля, что затрудняло проведение дальних лодочных маршрутов. Тем не менее, большинство видов растений активно цвели уже в начале июля, причём одновременно виды как весеннего, так и раннелетнего цветения, что особенно было видно на приозерном участке близ лагеря, где по нашим подсчётам сосредоточено более половины видов, составляющих флору района.
За весь сезон на этом участке несколько раз менялся аспект – белые цветущие подушки дриады и заросли звездчаток сменились сиренево-малиновым аспектом остролодочников, астрагалов и копеечника, чередующихся с густыми куртинами золотистых лапчаток и маков, затем, после их постепенного отцветания поверхность опять стала преимущественно белой – массово цвели минуарции, звездчатка Фишера, смолевка, между ними на каменистых участках алели распластанные побеги чабреца и гвоздики, а по краевым валам массово желтели густые кусты курильского чая…
И лишь к началу августа появился синий цвет – зацвели колокольчики, горечавки, но уже не столь массово.
В течение всего периода погода была сравнительно благоприятной для работы – дождливых дней было мало, дневные и ночные температуры были контрастными, что характерно для континентального климата района, первый заморозок в воздухе – 4 августа.
Ландшафты территории довольно однообразны, но в растительности четко выражена высотная поясность – от лиственничных лесов нижнего пояса и долин до подгольцового ольховниково-лугового, выше которого расположен пояс горных тундр и на самых высоких участках (выше 1200 м) – пояс горных пустынь.
За период работ было собрано около 900 образцов, общий список по предварительным данным составляет более 330 видов, но после полного определения гербария в камеральных условиях он будет увеличен. Среди наиболее интересных растений – 8 видов, внесенных в Красную книгу Красноярского края, в т.ч. остролодочник Чекановского, очень обильный на приозерных галечниковых лугах, таймыро-путоранский эндемик остролодочник путоранский, распространенный практически по всему профилю; также впервые встреченный на территории охранной зоны заповедника и на плато Путорана в целом ковылечек монгольский, щавелек золотисто-рыльцевый (второе местонахождение на плато), хохлатка арктическая и др.
Особый интерес вызывает наличие, а иногда и существенное обилие видов, свойственных более восточным флорам – например березка кустарниковая, пятилистник кустарниковый (курильский чай), крапива узколистная, горечавка простертая, горечавочник бородатый, осока Краузе, кобрезия сибирская, астрагал Шелихова и др. Часть из них как бы огибает плато Путорана с юга, встречаясь по всему Анабарско-Котуйскому массиву и южнее плато Путорана. Такое распространение предположительно связано с значительным четвертичным оледенением последнего – эти виды просто еще не расселились на основной части плато.
Фауна позвоночных животных района сравнительно бедная. Из млекопитающих были отмечены всего 3 встречи дикого северного оленя, причем все – в высокогорьях, обычен лось, свежих следов снежного барана не обнаружено, только следы и помет медведя. На курумниках и валунных склонах довольно обычна и многочисленна северная пищуха, часты встречи зайцев-беляков, подходивших непосредственно даже к базе, из мышевидных грызунов – полевки красная, красно-серая и Миддендорфа, в верхнем поясе – лемминги копытный и сибирский; из насекомоядных - бурозубки. Авифауна также довольно бедная по сравнению с ранее обследованными нами участками - отмечено достоверно около 45 видов птиц, из водоплавающих и околоводных наиболее обычны гагары, полярная крачка, серебристая чайка (очень немногочисленна), довольно много воробьинообразных (овсянка-крошка, пепельная чечетка, белая трясогузка и др.), из редких – сибирский пепельный улит, серый сорокопут, орлан-белохвост (на кочевках).
Вылет с озера Харпича состоялся 5 августа, т.е. полевой сезон продолжался всего 38 дней, но несмотря на относительную краткость пребывания мы считаем, что нами собран достаточно обширный материал, тем более, что по ряду фенологических признаков (отцветание и начала созревания плодов у большинства растений, окончание полного плодоношения ив и пушицы, созревание голубики) наступил позднелетний период и осень уже приближалась. Выполнены геоботанические описания экотопов на маршрутах по всему профилю на склонах разных экспозиций и на приозерной равнине, собран и систематизирован гербарий, проведены фаунистические наблюдения.
Вся логистика передвижений – прилет на точку и своевременный вывоз отряда, обеспечение экспедиции организовывалось заместителем директора ФГБУ «Заповедники Таймыра» Михаилом Бондарем. Лодочные маршруты для всех сотрудников выполнялись с помощью начальника отряда, «капитана лодки» Игоря Поспелова, благодаря чему за сравнительно короткий период были обследованы все необходимые отдаленные участки. Бытовые условия нашего существования были на самом высоком уровне, благодаря Светлане, самоотверженно взявшей на себя обязанности главного повара, а также Сереже и Андрею, выполнявших, казалось бы, мелкие, но необходимые для существования в старом доме и палаточном лагере обязанности. Несколько осложняло отсутствие бани, но наиболее стойкие Светлана и Андрей мужественно купались в озере, где температура воды была около 15°С.
Таким образом очередной, восьмой сезон наших работ на плато Путорана закончился вполне успешно, и можно уже мечтать о дальнейших исследованиях флоры этого замечательного региона в еще не посещенных нами местах, где нас несомненно ждут новые и часто неожиданные открытия.