АЯН НА СВЯЗИ

АЯН НА СВЯЗИ
АЯН НА СВЯЗИ
Иван Кобиляков

Закончена сезонная часть работы на кордоне «Северный Аян». Около трех месяцев наш сотрудник Иван Кобиляков участвовал в экспедиции, а теперь, вернувшись, поделился с нами впечатлениями и некоторыми результатами работы. Основная работа кордона продолжается, а мы, тем временем, узнаем о ней от непосредственного участника.

Работа на кордоне ФГБУ «Заповедники Таймыра» издалека выглядит очень романтично. Красивые пейзажи, редкие звери и птицы, гармония с природой… Такой она и является на самом деле.  Но в то же время, чтобы добиться поставленных целей и задач, расслабляться нельзя ни на минуту.

Вместе с инспектором нашей организации Василием Сараной мы прилетели на кордон «Северный Аян» (центральная часть плато Путорана) 24 апреля. Обратно я вернулся 12 июля, пробыв на Аяне в общей сложности 80 суток. Василий остался на кордоне как минимум до осени. Теперь его напарником будет сотрудник отдела экопросвещения Тимофей Волков.

Кордон Северный Аян (Кобиляков)

Кордон Северный Аян 

Иван Кобиляков

Благодаря размеренному ритму и регулярности наших занятий, в весенне-летний этап экспедиции сделать удалось довольно много. Прежде всего мы занимались исследованиями весенней миграции диких северных оленей. С первого дня наш небольшой отряд проводил регулярные маршруты в окрестностях кордона, расставлял фотоловушки, фиксировал следы, появлявшиеся на снегу. Дальнейшая обработка информации позволит дать более точную оценку численности оленей, но уже сейчас понятно: по сравнению с прошлыми годами в долине Аяна их стало намного меньше.

Снимок экрана 2017—07—26 в 9. 53.18

Олени испугались!

Заповедники Таймыра

Олень – основа жизни природы плато Путорана. Хищные звери, которые обитают в долине озера Аян, ждали миграции оленей не меньше нашего. То, что для учёных – источник статистики, для волков, медведей и росомах – долгожданное пропитание после суровых зимних морозов и полярной ночи. Нам повезло запечатлеть на фотоловушку очень интересный кадр. Недавно проснувшийся от спячки медведь, потрясая косматыми боками, пытается догнать стадо. Олени мечутся. Медведь делает рывок, чтобы догнать хотя бы одного. Но – неудача! Олени легко скрываются от погони. Медведь озадаченно ходит взад-вперёд, как бы размышляя о том, когда ещё будет возможность так близко подкрасться к добыче и повезёт ли ему в следующий раз? «Эх, опять корешки жевать!» - вероятно думает всеядный медведь, на выходе из поля зрения фотоловушки...

Снимок экрана 2017—07—26 в 9. 53.53

Источник беспокойства

Заповедники Таймыра

Волкам и росомахам из-за снижения численности оленей приходится ещё туже – они для корешков плохо приспособлены. Попавшая в кадр росомаха выглядит совершенно худой. А ведь её латинское название Gulo gulo в переводе означает «обжора».

По-настоящему порадовали нас своим обилием только птицы. Мы с удовольствием наблюдали, как наши постоянные соседи, орланы-белохвосты, во второй половине мая ловили рыбу на истоке реки Аян, а потом, после громкоголосых брачных игрищ, улетели вниз по долине и сели на гнездо. В 20-х числах мая начали появляться гуси и утки. Первыми над кордоном пролетели гуменники. Сразу за ними – крохали, шилохвости, свиязи и другие представители шумливой водоплавающей братии. Они садились на открывшуюся воду большими стаями и устраивали показательные манёвры прямо перед кордоном. Кулики и пуночки дополнили картину весны. Вдоль берега реки они неутомимо собирали прямо со льда подёнок, не обращая на нас никакого внимания.

Кулик-турухтан, самка (Кобиляков)

Кулик-турухтан, самка 

Иван Кобиляков

Хотя в начале мая и было несколько робких оттепелей, весна 2017-го года выдалась бурной и стремительной. Василий Сарана, который последние пять вёсен провёл на Аяне, говорит, что такого высокого половодья, как в этом году, не видел в этих краях ещё ни разу. Максимум уровня воды пришёлся на 16-17 мая. В эти дни река вышла из берегов и залила не только пойму, но и понижения первой надпойменной террасы. После нескольких солнечных дней начались обильные затяжные дожди, которые быстро растопили остатки снега.

Летний сезон по-настоящему начался, когда распустили иголочки лиственницы и стали появляться первые цветы. Лес наполнился пением птиц и как-то сразу опустел. Миграция оленей подошла к концу. В фотоловушки стали реже попадаться и хищники.

Моя часть экспедиции на озеро Аян завершена. Впереди – обработка собранных материалов и написание отчёта. Василий Сарана всё ещё остаётся на кордоне. Теперь его напарник – сотрудник отдела экопросвещения Тимофей Волков. Пожелаем удачи работникам кордона «Северный Аян» и незыблемости красотам его окрестностей!