2020 год объявлен в Объединенной дирекции заповедников Таймыра годом дикого северного оленя. Завершая период, мы публикуем еще одну статью д.б.н., начальника научного отдела нашей организации Леонида Колпащикова, посвященную этому животному:
В настоящее время всестороннему изучению популяций диких северных оленей Крайнего Севера уделяется большое внимание как в России, так и за рубежом. Биологические ресурсы и, в первую очередь, ресурсы северного оленя остаются основой традиционных форм ведения хозяйства коренных народностей Арктики. Исследованиям тундровых популяций диких северных оленей, среды обитания и последствий хозяйственного использования их ресурсов посвящена обширная литература. Однако материалы о пространственной структуре в зависимости от климата популяции носят, как правило, описательный, констатирующий характер. Они нуждаются в систематизации и теоретическом обобщении, в первую очередь, это касается закономерностей динамики Таймырской популяции в единстве пространственного и временного аспектов с учётом климатических факторов, что важно для теоретической биологии и решения прикладных задач. Уникальные особенности этой популяции позволяют рассматривать её в качестве «универсальной модели» при изучении других популяций северных оленей.
Объединённые заповедники Таймыра являются ключевым звеном в решении проблематики изучения и сохранения популяции диких северных оленей Таймыра. Это связано с тем, что популяция диких северных оленей является фоновым видом ООПТ и важной частью экосистем севера Средней Сибири. Ежегодно проводится мониторинг популяций северных оленей, заключающийся в сборе и анализе обширных массивов данных по абиотическим и биотическим факторам среды. Их связь с состоянием популяции северных оленей и их поведением сложны и неоднозначны. Для формирования базы данных мониторинга и их практического использования необходимо обобщение этих данных с учётом временного (по сезонам) и пространственного аспектов их влияния на животных. На наш взгляд, решить эту проблему без построения соответствующих математических моделей не представляется возможным. В этой работе много лет принимают участие сотрудники Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН, Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, Ботанического института РАН В.Л. Комарова и другие НИИ.
Нам предстоит ответить на ряд вопросов, без которых нельзя осмысленно решать на Таймыре задачи природопользования. Первый касается численности популяции и тенденции её изменения. Второй – территориального размещения популяции и миграций. Третий – это вопрос о структуре популяции. Необходимо знать, представляет ли эта популяция единую панмиктическую единицу или разделяется на более мелкие группировки-субпопуляции, которые имеют свои пути сезонных миграций и свои летние и зимние пастбища. Материалы, полученные по популяциям карибу на американском Севере, свидетельствуют в пользу первой версии. Однако данные авиа- и наземных обследований таймырской популяции характеризуют очень большие межгодовые различия мест зимнего размещения животных и районов их отёла. В последние десятилетия отмечены смещения зимовок и мест отёла в восточном и южном направлении с расширением первоначального ареала. Знание популяционной структуры позволит обосновать меры по сохранению фено- и генотипического разнообразия таймырских оленей.
Четвёртый вопрос – это вопрос о пастбищах. Пастбища на Таймыре достаточно хорошо изучены. Зимние пастбища на территории Эвенкии и Якутии не исследованы, их современное состояние неизвестно. По ранее полученным оценкам предельная численность диких северных оленей на Таймыре составляет 820-850 тыс. особей. В последующие годы ареал популяции существенно расширился и эти данные требуют корректировки. Пятый вопрос касается влияния глобальных климатических изменений на территориальное размещение и миграции животных. Актуальной является задача прогнозирования пространственной структуры популяции в условиях глобальных изменений климата.
Поиск ответов на эти вопросы связан с решением общей фундаментальной научной проблемы – выявления закономерностей пространственно-временной динамики популяций копытных животных в зависимости от внутрипопуляционных и внешних факторов – кормовой базы, климатических условий, антропогенных воздействий.
Решение данной проблемы в современных условиях требует применение современных методов аэрокосмических средств, спутниковой радиотелеметрии, дистанционного зондирования, наземных экологических наблюдений и несомненно, комплексного научного сотрудничества с научными учреждениями.