ЖИЗНЬ ЗАТУНДРЫ

ЖИЗНЬ ЗАТУНДРЫ
ЖИЗНЬ ЗАТУНДРЫ
И. Месропян

В библиотеке № 10 МБУ «ЦБС»  Кайеркана открылись выставки, подготовленные специалистами отдела экологического просвещения ФГБУ «Заповедники Таймыра» в рамках Года экологии и ООПТ.

Первая в обзоре – этнографическая выставка «Затундряный быт» из частного собрания Степана Никоновича Катыгинского, известного в городе представителя долганского  народа – автора сборников «Долганские национальные игры», «Долганская национальная борьба «Кур» и др., давнего друга и партнера заповедников Таймыра. На выставке представлены предметы материальной культуры долган, бытовавшие в поселке Камень Дудинского района.

Долганы - составляют основное население коренных народностей Таймыра, Согласно Всероссийской переписи 2010 года на Таймыре (в Хатангском и Дудинском районах) проживает 5393 человек. Это самая молодая народность, образованная на рубеже XVIII-XIX веков в результате смешения тунгусов, якутов, русских затундренных крестьян и представителей самодийских народов. Они говорят на особом диалекте якутского языка. Их основными занятиями являются оленеводство, охота, рыболовство. В качестве жилища используют конический шестовой чум тунгусского типа или усовершенствовавший тип жилища – балок, который появился на Таймыре благодаря русским купцам, завозившим товар для местного населения в обмен на пушнину и бивень мамонта. В обычаях, традициях и языке этой народности присутствуют элементы культур всех составляющих ее этносов.

В названии выставки отражены исторические особенности происхождения долган. А знаете ли вы, что этноним «затундренный» (затундряный, затундренский) произошёл от места нового обитания затундренных крестьян, обосновавшихся за тундрой, то есть за Северным полярным кругом на Восточном Таймыре вдоль р. Дудинка и Хатанга, Пясина и Хета. Субэтническая группа «затундренные крестьяне» сформировалась в результате слияния нескольких этносов. Её основоположники – выходцы из Русского Поморья (европейской севера России), пришедшие в поисках лучшей жизни на п-ов Таймыр (Пясиду – по названию р. Пясина) в XVI−XVII веках. Оказавшись в иноэтничной изоляции, русские перенимали элементы культуры коренного населения тунгусоязычных эвенков и тюркоязычных якутов. Появление смешанных браков ещё больше усиливало взаимовлияние культур пришлого и коренного населения. Некоторые исследователи считают затундренных крестьян составной частью или даже основой долганского этноса и это мнение имеет право на существование.

Ценность представленных на выставке предметов – их практическое использование в повседневной жизни, начиная с середины ХХ века. Впервые здесь экспонируется самый яркий и значимый экспонат - долганский национальный ковер из оленьей шкуры с элементами меховой мозаики. При выделке шкуры использовались традиционные технологии обработки, присущие северным народам, которая, кстати, достаточно трудоёмкая и с использованием природных компонентов при дублении. В результате, более крепкая и эластичная шкура, чем после химической обработки, а ворс с естественным блеском.  

Особое внимание заслуживает национальный северный нож, в изготовлении которого использовались обыкновенные партновские ножницы.  Северный нож с зауженным лезвием  идеально приспособлен к условиям быта северян. Можно сказать, что это универсальный инструмент, которым и нарты в дороге можно починить, и оленя забить, и  строганину нарезать.

Поселок Камень – считается истоком долганских игр. На выставке представлена самодельная игра «Броски колец» (Тыэрбэско бырагин).

А еще здесь можно увидеть настоящий маут для ловли оленей, сплетенный из ровдуги замша из оленьей шкуры, а также  ознакомиться с предметы традиционной одежды долган. На выставке представлены настоящие мужские бакари из оленьих камусов и женская шапка, ярко украшенная орнаментом из бисера.

Вторая в обзоре выставка подготовлена специально для самых маленьких посетителей библиотеки – это выставка детского художественного творчества «Шестиногие малютки», рисунки к которой в течение месяца создавали учениками творческого объединения «Этюд ДТДМ под руководством  педагога Краснянской Татьяны Михайловны. Исполненные в ярких красках детского мироощущения они демонстрируют летнюю природу плато Путорана в портретах самых вездесущих, фантастически необыкновенных и очень древних обитателей планеты – насекомых.

Вдохните красоту Севера вместе с заповедниками Таймыра!

Библиотека ждет своих посетителей по адресу: Норильск, район Кайеркан, улица Строительная, 2А. Телефон для справок: 39-44-34.. В рамках года экологии и ООПТ здесь пройдут мероприятия, заповедные встречи и экскурсии.