В течение второго полугодия на территориях трех заповедников, входящих в состав Объединенной дирекции заповедников Таймыра, проводились научные исследования по различным направлениям.
В ходе орнитологического мониторинга окрестностей биостационара «Бухта Медуза» удалось установить, что численность черных казарок с 2000 до 2014 гг. уменьшилась в несколько раз. К 2014, по сравнению с 2000 г., вдвое упала численность бурокрылой ржанки. В несколько раз упала численность тундряной куропатки, численность сокола-сапсана в начале исследования росла, к 2014 году стабилизировалась. За годы работы отмечено увеличение частоты появлений более южных видов, что может быть связано с глобальным потеплением климата. Интересно, что резкое похолодание в 2014 году эту тенденцию не прекратило – южные виды по-прежнему прилетали на территорию, как будто потепление продолжается.
Орнитологические исследования проводились в течение 9 лет: в 2000-2007, 2012 и 2014 г., Сергеем Харитоновым, доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником ФГБУ «Заповедники Таймыра». Основные работы проводились на территории двух участков заповедника «Большой Арктический»: «Бухта Медуза» и «Бухта Ефремова». На протяжении всех 9 лет обследовалась площадь тундры до 340 км2. Полевой базой для работы являлась Биологическая Станция им. Виллема Баренца, построенная в 1995 г. на средства из «Фонда Принца Бернара» и переданная в распоряжение заповеднику «Большой Арктический». Кроме того, в 2003, 2006, 2012 и 2014 г. обследовался дополнительный участок прибрежной тундры от устья р. Ефремова до устья р. Крестьянка (до 60 км на юг от Станции Виллема Баренца), а также смешанная колония таймырских серебристых чаек, черных и краснозобых казарок на острове Белешова (небольшой островок на северной оконечности устья р. Крестьянки).
Под руководством ведущего научного сотрудника, кандидата биологических наук М.Ю. Соловьева в июне-августе 2014 проводились работы на Восточном Таймыре в районе правобережья нижнего течения р. Хатанга, в междуречье приустьевых частей рек Блудная и Попигай (72° 51' с. ш., 106° 04' в. д.). Исследования проводились в целях изучения зависимости межгодовой изменчивости численности и успеха гнездования птиц от факторов окружающей среды в тундровой зоне, также изучались абиотические условия гнездования птиц. Наблюдения за весенне-летними метеорологическими условиями (температурой воздуха, направлением и скоростью ветра, количеством осадков) были проведены с использованием метеостанции ProWeatherStation.
В итоге экспедиционной группой М.Ю. Соловьева в 2014 году был завершен второй цикл исследований (2008-2014 гг.) многолетнего мониторинга на юго-восточном Таймыре (первый цикл был проведен в 1994-2003 гг.). В результате исследований были получены свидетельства воздействия потепления климата в весенний и ранне-летний период на состав сообществ птиц, фенологию гнездования, закономерности динамики сообществ хищников и их воздействия на птиц.
В июле-сентябре 2014 на территории заповедника «Таймырский» и сопредельных территориях проводила полевые работы группа под руководством главного научного сотрудника ФГБУ «Заповедники Таймыра», кандидата биологических наук Е.Б. Поспеловой по теме «Ландшафтное картирование территории и инвентаризация экосистем». В составе группы работали ведущий научный сотрудник И.Н. Поспелов и старший научный сотрудник М.Н. Королева.
В рамках научной темы исследована флора сосудистых растений окрестностей села Хатанга, выявлено около 5 новых для этого района видов (всего предварительный список флоры сосудистых растений на данный момент составляет 391 вид растений). Сделан ряд очень интересных флористических находок, например, впервые дважды найден реликтовый папоротник пузырник ломкий в равнинных местообитаниях, найдены самые северные находки осоки вздутой, рдеста длиннейшего, фиалки двухцветковой и ряда других видов. Выявлено около 35 видов птиц. Весьма необычной была сравнительно высокая численность серого сорокопута, внесенного в Красную Книгу РФ.
Экспедиционный отряд Томского государственного университета в составе трех человек с 16 июля по 5 августа 2014 работал на территории заповедника «Путоранский» в районе биостационара «Озеро Собачье». Сотрудники проводили исследования по проекту «Таксономическое разнообразие и биология папоротников и злаков в арктической Сибири», направленного на решение фундаментальной проблемы биологии – выявление и изучение фиторазнообразия, путей его формирования, становления и распространения. Полевые исследования были связаны с изучением на примере модельных родов морфологического и генетического разнообразия растений внетропической Азии, выявления путей формирования и вероятных маршрутов миграций таксонов под влиянием изменявшегося климата. В качестве модельных объектов были выбраны сложные роды папоротников, в частности Dryopterisи злаков – Poa. Папоротники и злаки имеют разное происхождение и находятся на разных эволюционных уровнях. В свою очередь, выбранный таксон злаков, находящихся в целом на вершине эволюционного дерева, также включает виды, имеющие разный возраст и разные эволюционные возможности и для выживания реализуют разные стратегии. Исследование названных групп позволило высказать более обоснованные суждения о возможных путях формирования таксономического разнообразия выбранных родов папоротников и злаков.
Научная новизна исследований заключалась в том, что, несмотря на отсутствие эндемизма в высоких таксономических единицах флоры Арктики, видовой эндемизм и внутривидовая изменчивость, свидетельствующие об интенсивных эволюционных процессах, представлены довольно богато. Ареалы многих арктических растений имеют разрывы, причиной которых могут быть как современные условия произрастания, так и исторические, приведшие к разрыву некогда циркумполярных ареалов. Наибольший интерес в этом отношении представляет территория Таймыра, где, по мнению известного исследователя Сибири А.И. Толмачева, в местах, свободных от сплошного оледенения, сохранилось основное ядро эоарктической флоры, возникшей в горах полярной Сибири еще в третичное время. Отсюда, происходило энергичное расселение растений на запад и восток, процесс, который не закончился и в настоящую эпоху. Наряду с расселением шло и интенсивное видообразование, за счет которого на эоарктическое ядро наслоились новые виды, возникшие уже в голоцене. К этому надо добавить миграции по горным системам Сибири с юга на север, которые тоже наложили свой отпечаток на становление флоры Таймыра и филогеографические процессы в Арктике и Сибири.