Путорана: где природа и история сливаются в одном ландшафте

Путорана: где природа и история сливаются в одном ландшафте
Путорана: где природа и история сливаются в одном ландшафте

Сегодня «Путоранский» заповедник отмечает свой день рождения. Этот заповедник — не просто красивое место: он хранитель уникального природного феномена планетарного масштаба. При упоминании плато Путорана в воображении часто возникают картины величественного озера Лама, мощного Иркиндинского водопада или забавного эндемичного путоранского снежного барана. Однако в этот знаменательный день мы хотим предложить вам взглянуть на эту крупнейшую в Сибири базальтовую трапповую возвышенность под другим углом — через призму её богатого, хоть и малоизвестного, историко‑культурного наследия.

История плато Путорана — это история суровой и нетронутой земли. Долгое время эта территория оставалась практически незаселённой, словно «белое пятно» на карте России. Лишь в XX веке первые кочевники — эвенки — начали осваивать окраины плато, продвигаясь по долинам рек. Примечательно, что сами плоскогорья их не привлекали, что подтверждается отсутствием эвенкийских топонимов в названиях здешних возвышенностей.

В послевоенные годы среди немногочисленных коренных жителей — эвенков и долган — получило развитие изгородное оленеводство, охота на пушного зверя и рыболовство. Этот период оказался кратким, но важным: именно тогда велось активное картографирование территории, и на картах стали появляться названия, в том числе эвенкийские.

Охотники, располагаясь в небольших стойбищах и факториях на окраинах плато (Авам, Агата, Волочанка, Камень, Ессей и др.), прокладывали свои охотничьи маршруты по речным долинам. Следы их деятельности можно увидеть и сегодня: остатки деревянных ловушек, так называемых «давков», датируемые 40–50‑ми годами прошлого века, всё ещё встречаются в верховьях рек Аян и Котуй, Б. Хоннамакит, Калтама, Гулями и Делочи. Гораздо реже можно обнаружить остатки чумов и старинных захоронений.

Охота оказывала определённое влияние на численность диких животных — северного оленя, лося и хищников. Однако примерно с 1950‑х годов поголовье домашних оленей стало стремительно сокращаться, что в конечном итоге привело к прекращению этой формы природопользования на плато Путорана.

Основная концентрация следов человеческой деятельности на плато Путорана приходится на центральную часть — окрестности живописных озёр Дулук и Аян. Исследования, проведённые И. В. Кобиляковым, научным сотрудником Географического института РАН, в начале XXI века (2016–2018 гг.), подтвердили ключевую роль северного оленя в культуре и традиционном природопользовании коренных народов Севера, в частности в этом регионе.

Остатки нарт

Остатки нарт

 

Старая изгородь (кораль)

Старая изгородь (кораль)

 

Ежегодные миграции диких северных оленей, следовавших весной с юга на север — в таймырскую тундру, а осенью обратно, имели огромное значение для жизни эвенков и долган. Оленей не только разводили, но и активно добывали на охоте: мясо использовали в пищу, а шкуры — для пошива одежды и изготовления покрытий для чумов. Также охотились на пушных зверей, водоплавающую птицу и, конечно же, на знаменитого путоранского снежного барана. Рыбная ловля и собирательство дикоросов были неотъемлемой частью традиционного уклада жизни.

Кочевые стойбища обычно располагались на первой надпойменной террасе озера Дулук, на расстоянии до 200 метров от воды. В центре стойбища обязательно устанавливали чум: для него изготавливали прочный каркас из лиственницы, а затем покрывали ровдугой (замшей из кожи оленя или лося) или, в более поздние времена, брезентом. Место для стойбища выбирали тщательно, учитывая наличие временных водотоков, ягодных полян и, конечно, удобных пастбищ для оленей. Интересно, что временные летние стойбища эвенки называли «урикит», а постоянные зимние — «мэнэен».

Владимир Ларин

Владимир Ларин

Николай Щипко

В последние десятилетия перед тем, как на плато был создан заповедник, удалённость и труднодоступность центральных районов сделали их малопривлекательными для охоты. В 1984 году благодаря усилиям Владимира Владимировича Ларина, научного сотрудника НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера, в центральной части плато был образован республиканский заказник «Путоранский». Четыре года спустя, в 1988 году, заказник был преобразован в полноценный заповедник, на территории которого была полностью прекращена любая хозяйственная деятельность.

 

Именно поэтому в настоящее время на территории заповедника и его охранной зоны, в силу строгого заповедного режима и труднодоступности, отсутствуют постоянные поселения и хозяйственная деятельность. Немногочисленные свидетельства пребывания эвенков в прошлом являются бесценными памятниками историко‑культурного наследия, требующими бережного отношения и сохранения. Это и остатки кочевых жилищ, и загонные ограждения, и другие хозяйственные постройки, и древние захоронения, а также уникальные деревянные антропоморфные фигуры — идолы.

 

Остатки часовни на озере Аян

Остатки часовни на озере Аян

 

Остатки часовни

Остатки часовни

 

С 2010 года территория плато Путорана заслуженно носит гордый статус объекта Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Это единый, уникальный природный комплекс, основные компоненты которого неразрывно связаны между собой общностью происхождения, историей и динамикой естественного развития и который, к счастью, практически никогда не подвергался разрушительному воздействию хозяйственной деятельности человека.

Текст: Заповедники Таймыра

Фото: Дмитрий Болдырев