Преданный исследователь природы.

Преданный исследователь природы.
Преданный исследователь природы.

Продолжаем рассказывать о преданных своему делу сотрудниках заповедников Таймыра. Уже более 32-х лет Виолетта Стрекаловская педантично изучает природу Таймыра, плато Путорана и окрестностей Норильска. Из них почти 30 лет в качестве сотрудника нашего учреждения.

Виолетта Гелиевна — коренная норильчанка. Её мать, Светлана Всеволодовна Ашметко, родилась в Магадане, училась в Полоцке Беларусской ССР. Работала там на ткацкой фабрике. В Норильск переехала в 1967‑х году. Всю жизнь проработала на Никелевом заводе — сначала токарем.  Получив образование в Норильском индустриальном институте перешла распределителем работ.

 

 

А вот дочь выбрала другой путь – изучение природы. После школы — Дудинский зооветеринарный техникум. Практика на звероферме, где пахнет сеном и молоком, где тёплые носы коров тычутся в ладони. Да – в Дудинке и в Норильске держали домашних животных ради свежего молока для детских садов. Получив специальность, ветеринарный фельдшер осенью 1993 года вышла на первую работу - лаборантом в НИИ сельского хозяйства крайнего севера. Там же получила первое повышение, став младшим научным сотрудником.

И как-то так сложилось, в 1996 году молодого специалиста «позвал» заповедник «Путоранский». А точнее его директор Владимир Владимирович Ларин, став для Виоллеты Гелиевны чутким наставником и проводником в заповедный мир.  

Семь лет совмещала она работу в Институте и Заповеднике. В апреле 2003 года выбор окончательно был сделан в пользу «Путоранского». К тому времени уже был закончен Красноярский государственный аграрный университет и получена специальность ветеринарного врача. Переводом сразу на должность старшего научного сотрудника, в которой трудится по сей день.

 

 

 

 

 

 

На новом «старом» месте открылись новые возможности. Особенно ценны стали полевые работы, когда на плато Путорана научный десант забрасывают еще в июне, а вывозят только в сентябре.

 

 

 

 

 

 

«С детства тянуло всей душой к жучкам, червячкам да паучкам. Нравятся все подряд дикие животные. Уже более 20 лет занимаюсь фенологией (наукой о сезонных явлениях природы), при этом большее внимание уделяю растениям - изучаю смену фаз их жизненного цикла: набухание и раскрывание почек, начало и конец цветения, полное созревание плодов и семян, осеннее расцвечивание листвы, листопад. Особая тяга к изучению мелких млекопитающих – полёвок, леммингов, землероек. Был период, когда сравнивала особенности этих зверьков с Ламы и окрестностей Норильска. Написала несколько научных статей. Каждое наблюдение — кирпичик в стену научных знаний о территории, - отмечает Виолетта Стрекаловская.

Сегодня коллега живет в Москве, работает в удаленном формате. Теперь больше занимается систематизацией данных да отчетами. А на Таймыр тянет:

- Привил мне Владимир Ларин любовь к природе и работе навсегда. Очень хорошо отношусь к заповеднику, болею за него. Да, на материке очень много забавных насекомых и красивых растений, но таймырские мне больше нравятся. Они там другие - сильные, закалённые, настоящие что-ли. К тому же столько еще неизведанного. А на материке уже все изучили. Скучно. Хочу снова рюкзак за спину, фотоаппарат на шею, дневник наблюдений в руки и вперед по плато. Надеюсь, в следующем году выйду в «поля».

 

 

 

 

 

 

Узнав планы на будущее, я по традиции задал вопрос о том, зачем нужны заповедники. Виолетта Гелиевна искренне удивилась вопросу, ведь для неё изучение и охрана природы — это аксиома:

- На территории любого заповедника спасаются от посягательств человека редкие и уникальные растения и животные. Благодаря, в том числе заповедникам Таймыра, сохраняется биоразнообразие. Вот не станет у нас снежного барана, эндемика плато Путорана, мы потеряем индивидуальность. Если не будет оазисов безопасности, что тогда мы оставим потомкам? Порой нам не легко, но толсторогу, белому медведю, самым северным лесам Ары-мас… ой как не сладко.  Так что работаем, коллеги!

 

 

История Виолетты Стрекаловской — это история о том, как любовь к природе, подкреплённая научным подходом и самоотверженностью, становится делом жизни. Её вклад в изучение и сохранение биоразнообразия Таймыра — неоценим. А главное — она продолжает верить, что впереди ещё много открытий на плато Путорана, которое навсегда осталось для неё вторым домом.

 

Беседовал Евгений Стренадко, ведущий специалист по связям с общественностью.

Фото из личного архива Виолетты Стрекаловской.