Многообразный животный мир Таймыра всегда привлекал внимание ученых, путешественников, туристов, да и просто всех людей неравнодушных к природе. Без сомнения, жемчужиной этого сурового края Земли можно считать плато Путорана. Уникальной красоты первозданной природы столовые горы и каньоны плато производят неизгладимое впечатление на людей, которым посчастливилось посетить эти места. Благодаря своему географическому положению и горному рельефу этот регион населяют представители животного мира, как тайги, так и тундры. Здесь можно встретить лисицу и песца, белую куропатку и глухаря, лося и северного оленя, росомаху, соболя и горностая. Всего разнообразия фауны и не перечислить. Однако, визитной карточкой плато, его красой и гордостью, безусловно, является путоранский снежный баран.
Плато Путорана – исторически изолированный очаг обитания этого толсторога. Зоологи выделяют снежных баранов Путорана в самостоятельный подвид. Благодаря кропотливым исследованиям и усердию таких ученых НИИСХ Крайнего Севера, как Л.Н.Мичурин, О.Н.Мироненко, Б.Б.Борженов, В.А.Зырянов, Б.М.Павлов, В.В.Ларин и др., в 60-80-х годах прошлого столетия удалось определить относительную плотность населения животных и обосновать необходимость создания государственного заказника, а затем и Путоранского заповедника. Это в значительной мере способствовало не только сохранению, но и преумножению численности снежного барана. Несколько расширился и ареал его обитания. Было выявлено, что около 40% популяции сосредоточено именно на территории заповедника. Приблизительная численность толсторога на сегодняшний день оценивается от 5 до 6,5 тысяч особей. Распределение животных по горным массивам остается очень неравномерным и малоизученным. Поэтому, несмотря на проделанную колоссальную работу и принятые природоохранные меры, эти, более чем 10-летней давности данные, по-прежнему, нуждаются в уточнении и подкреплении результатами современных исследований. Оценить общую численность подвида – чрезвычайно сложная задача. Несмотря на крупный размер (вес отдельных взрослых самцов достигает 115 кг при высоте в холке около 110см) совсем не просто найти и разглядеть толсторогов даже с расстояния 250-300 метров. Учёты с применением авиации, когда самолет или вертолет движутся по ущелью со скоростью 140-160 км/час, нельзя назвать достоверными, т.к. они дают большие пропуски.
Можно вести учет и другим более точным способом с помощью пеших маршрутов. Именно такую попытку предприняли госинспекторы ФГБУ «Заповедники Таймыра» Олег Беглецов и Дмитрий Пациора в июле 2014 года. Цель была предельно ясна: найти толсторогов и, если удастся, провести учет численности этих копытных, т.е. посчитать их по полу и возрасту. Исследования проводились в районе озера Кутарамакан (гора Чаякит).
Толстороги живут в основном оседло, группами. Осваивают не только купол плато, но и обрывистые склоны гор с участками пастбищ в виде тундро-подобных вкраплений. Передвигаясь цепочкой по полочкам и терраскам, животные набивают обширную систему многолетних троп. Она связывает пастбища с местами отдыха (лёжками), укрытиями от неблагоприятных погодных условий и отстоями для спасения от хищников. Отстои часто являются и местом отдыха. Как правило, это небольшие площадки у края обрыва, которые отделены от склона узким перешейком или выдаются нешироким углом в сторону обрыва.
– Лезть на гору высотой 1163 м по мокрым камням опасно, а в тумане, точнее в облаках, когда скользко, сыро, и ничего не видно – опасно вдвойне. Начавшиеся с 21 июля дожди и туманы, казалось, не закончатся никогда. Последние дни погода, как специально, дразнила. К обеду немного раздувало, часам к пяти вечера открывались горы, а затем все снова заволакивало плотной пеленой. С завидным постоянством это повторялось изо дня в день. И нам ничего другого не оставалось, как ждать подходящую погоду. Только 5 августа, когда появилось «окно» и всё обещало хороший солнечный день, мы полезли на гору. Тянуть больше было нельзя, в любой момент мог выпасть первый снег и полностью сорвать намеченные планы. Камни успели подсохнуть, но мох и лишайники, в некоторых местах их покрывавшие, были еще влажными. Мы шли не торопясь, осторожно. Подъем занял около четырех часов, – делится своими впечатлениями Олег Беглецов.
– Несмотря на большое количество троп и других следов жизнедеятельности толсторогов нам долгое время не удавалось заметить самих животных. Первых баранов мы встретили ближе к 18 часам, когда погода уже начала портиться. Предчувствуя непогоду, толстороги немного спустились по склону и облюбовали места с хорошими укрытиями, перемежающимися с небольшими участками растительности. В небольшом тумане уже полностью перелинявшие животные практически сливались с общим фоном и рельефом. Попробуй, отыщи! Тем не менее, нам удалось сделать несколько снимков до того, как нас накрыло облако и уже больше не отпускало – Дмитрий Пациора.
Ежедневные дожди и туманы, впоследствии на горах перешедшие в снег, продолжались до 6 сентября. Дальнейшие попытки по учету баранов были отложены до следующего года. Пусть не и полностью, но, тем не менее, удалось выполнить частичный учет. В ходе экспедиции был обретен необходимый для дальнейших исследований опыт, а полученные наблюдения и фотоснимки пополнили банк научных данных Заповедников Таймыра.
На заметку:
Снежный баран по-долгански (якутски)- «чубуку», а гора, на которую совершалось восхождение – «Чаякит». Возможно, она называлась на самом деле «Чубукит». От тюркского слова «кит» – «вниз». Тогда название этой горы можно перевести, «где упал или убили барана». Со временем это название видимо было искажено русскими топографами. Но это всего лишь одно из предположений.