Этим летом на территории заповедника «Путоранский» в очередной раз работали известные ботаники нашей страны, ведущие специалисты по флоре Таймыра – Елена Борисовна и Игорь Николаевич Поспеловы. Они провели сезон на озере Накомякен, в долине реки Тонель и обнаружили там немало удивительных растительных сюрпризов, о которых мы и попросили рассказать главного научного сотрудника ФГБУ «Заповедники Таймыра», к.б.н. Елену Поспелову:
Участок, на котором мы работали, оказался крайне неожиданным! Существует два ведущих элемента любой флоры в Путоранах – арктический и бореальный. И если на других участках плато, где в верхнем поясе многочисленны арктические виды, а бореальных меньше, многие из них не были найдены за предыдущие периоды исследований, то здесь – другая картина. Самым богатым местом на сюрпризы оказалась котловина озера. В долине реки Тонель широко распространены уникальные для территории плато болота. Это – крупнобугристые торфяники, примерно, как западносибирские, с буграми высотой до 4-5 метров, окруженные болотами и озерками, заросшими различными водными растениями.
Очень богаты приозёрные леса. Озеро Накомякен находится в котловине и защищено от северных ветров, в лесном поясе богат и травяной покров, и кустарники, часто встречаются ельники, берёз очень много… Нас поразило то, что мы выявили много видов, вообще ранее не встречавшихся в Путоранах или очень редких для этих мест. Например, есть такое растение – таволга, он же – лабазник. Таволга была впервые зафиксирована на юго-западе, в бассейне Енисея, и около Норильска, на плато её не находили. А в этом месте она многочисленна, образует густые заросли на полянах. Такое ощущение, что мы оказались в подмосковном лесу… Она так пахнет мёдом!
Очень много аконита встретилось, причём высокого – до 1 – 1,5 метра высотой. Там вообще много высокотравья, что тоже не характерно для Путоран. В приозёрной части вообще привычные растения очень высокие и мощные – это сплошные заросли трав почти в мой рост и даже немного выше. Есть склоны, на которых верхний ярус создают заросли пиона, а нижний ярус – сплошная костяника, раньше она единично отмечалась всего в одной точке. И она активно плодоносит, у нас даже гербарий с ягодами есть. Конечно, всё это будет определено чуть позже, подсчитано…
Тем не менее, Арктика всё же есть Арктика. Родиолы розовой, например, в том районе нет совсем! А ведь это типичные места её обитания. Или она крайне редка, и мы её не заметили... А ещё очень мало крупок, а ведь это типичные представители арктической флоры. Только в одном месте было найдено три вида – и всё…
Но нас ожидали здесь не только удивительные явления в растительности. Например, полно лягушек, которые ранее отмечались единично! Связано ли это с глобальным потеплением климата – однозначно сказать нельзя. Но судя, по зарослям таволги и других редких растений, это всё сформировалось всего лет за 50-100. Так, раньше для нас были открытием единичные встречи пиона, а здесь целые поляны! На Талнахе, например, есть отдельная популяция. Её заметили лет 5-6 назад и мы наблюдаем за ней, она увеличивает численность. А в районе Накомякена – просто луга!
Насчёт фауны. На участке была обнаружена колония береговых ласточек. Это достаточно большая колония. Там много разных птиц, особенно водоплавающих. Разнообразие птиц не очень высокое, но количество выводков большое. Целые детские сады. В озере заросли харовых водорослей, а это их излюбленное питание. Разнообразны и другие водные растения – рдесты, ежеголовник, уруть, водяные лютики….
Интересны были и наблюдения за погодой и фенологическими явлениями. Сначала весна как бы остановилась. Птицы прилететь и загнездиться успели, а растения вылезли и замерли, перестали развиваться, цветение же началось значительно позже средних сроков. А потом нагнали, вошли в ритм. Лето выдалось ненастным. Дожди измучили. Всего один день был жаркий…
Вообще весь этот участок – лесная зона, но эту тайгу даже трудно назвать северной. Это относится к западной части озера Накомякен и к бассейну реки Тонель на расстоянии 18 километров от устья. В разные годы мы обследовали озёра Глубокое, Лама, Аян, запад озера Собачьего, Кутарамакан, но такого нетипичного состава флоры мы не видели.
Кроме того, мы нашли ещё один вид орхидей, который не был отмечен в Путоранах и вообще на Севере – это тАйник сердцевидный. Имеющиеся фотографии и гербарий подтвердили наше первоначальное определение.
Ещё нужно отметить из интересных находок пушицу изящную, которую мы встречали раньше только на Анабаре. Нашли также редкий папоротник – гроздовник многораздельный. Это вторая находка в охранной зоне Путоранского. Находок так много, что каждое растение потом мы будем обсуждать с коллегами, анализировать его произрастание на этой территории…
Возможно, все это можно объяснить особым микроклиматом локальной территории. Это – настоящий оазис на плато Путорана. Там хорошо бы сделать микрозаказник или обеспечить ещё какой-нибудь режим особой охраны, что сможет обеспечить безопасное существование этого уникального уголка нетипичной для этих мест природы.