Мы продолжаем следить за миграцией стад дикого северного оленя с помощью спутниковых ошейников. Эти приборы учета были использованы ФГБУ «Заповедники Таймыра» при финансовой поддержке WWF Russia. Вот новые данные от начальника научного отдела Михаила Бондаря:
За минувшую неделю парадоксальная ситуация возникла для биологов наблюдающих за миграциями оленей на Таймыре. Вернее, отсутствие объяснений этому явлению мы фиксируем уже не первый год, но к середине августа 2018 года сложилась интересная и даже странная картина. И вот о чём собственно речь...
Наблюдая за пространственной структурой диких оленей, за последние 10 дней мы отмечаем сходный с прошлым годом характер их перемещений. Однако вот интересный факт - пара самок в центральной части Таймыра устремилась не на юг, а в противоположную сторону. И судя по всему даже не два оленя, а два стада в которых идут эти животные. То есть возникла некая "обратная миграция", которая пока никак не поддается логическому пониманию... Животные, которые буквально три недели назад неслись "сломя голову" теперь развернулись обратно и уже прошли на север 52 км за 3 дня. Не исключено, что это волки могли отбить стадо и преследовали оленей в течение этого периода, возможно сыграли и другие причины...
В настоящее время олени, которые мигрировали в окрестностях Хатанги в конце июля, уже прошли более 400 км и неуклонно двигаются на юг и юго-восток, останавливаясь лишь на короткий срок для того, чтобы подкормиться и отдохнуть после длительных переходов. А таковые за этот период в среднем составили по 16 км в сутки. Однодневный переход некоторых оленей был равен 39-44 км, без учета локальных перемещений во время обследования территории и пастьбы. В условиях пересеченной и труднопроходимой местности, при воздействии фактора беспокойства и охотничьего пресса на путях миграции - это поистине марафонские дистанции с препятствиями.
Если олени "первой волны" миграции до сих пор неуклонно двигаются в южном направлении, то олени, оставшиеся в тундрах центральной части Таймыра, спокойно пасутся и не торопятся за своими собратьями.
В настоящее время, по этому принципу можно выделить три различных группировки оленей обитающих в летнее время на Таймыре и, кстати, имеющих разные места зимовок: восточнотаймырскую, центральнотаймырскую (наиболее крупную), тарейскую. Однако не стоит думать, что олени этих группировок не смешиваются друг с другом и являются отдельными популяциями. Это ошибочно... Как показывают данные наших исследований с применением радиомаяков ,олени достаточно широко перемещаются в летний и осенний периоды и могут переходить из одной группировки в другую, кроме того, могут скрещиваться в период гона.
Для того, чтобы понять почему так происходит на самом деле, надо самому "залезть" в оленью шкуру и побегать в ней по путям миграции дикаря вместе с рогатыми сородичами. Однако, не уподобляясь зверям, в настоящее время это можно сделать при помощи спутниковых технологий, которые дают возможность передавать фото- и видеоданные в режиме реального времени и отображать информацию о местообитаниях оленей, их питании, близком окружении (стаде в котором идет животное) и о многом другом.
Фотографии из книги наших норвержских коллег MIDT I FLOKKEN (В середине стада), авторы Olav Strand, Frid Kvalpskarmo Hansen, 2015.
К сожалению, используемая нами система (спутниковые ошейники Argos) пока не может дать такой возможности. Однако есть надежда, что технический прогресс придет на помощь и российским биологам.
С уважением к читателям и всем небезразличным к судьбе таймырских северных оленей.