На прошлой неделе состоялось расширенное заседание Общественной палаты города Норильска на тему «Арктические исследования для устойчивого развития» - с привлечением российских и международных экологов. Одним из спикеров заседания был и директор ФГБУ «Заповедники Таймыра», кандидат биологических наук Константин Александрович Просекин. Мы приводим выдержки из его доклада, который назывался «Партнерство добывающей и обрабатывающей промышленности с заповедными территориями в целях устойчивого развития Российской Арктики».
Добывающая, обрабатывающая промышленности и заполярные особо охраняемых природных территорий в Российской Арктике стоят на передовой линии, что означает постоянное и пристальное внимание, как со стороны государства, так и со стороны мирового сообщества.
Ответственность бизнеса в контексте партнерства с охраной окружающей среды и социально-экономическими ростом в Арктическом регионе напрямую может демонстрировать устойчивое развитие региона.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным ранее неоднократно отмечалось стратегическое значение Арктики для Российской Федерации: "Сегодня мы укрепляем свое присутствие в регионе, реализуем научно-исследовательские инициативы, масштабные программы по его хозяйственному, экономическому освоению, претворяем в жизнь амбициозные инфраструктурные проекты. При этом хорошо понимаем, насколько важно обеспечить сохранность окружающей среды, сберечь природное многообразие полярных и приполярных территорий".
Исходя из этих позиции нельзя забывать о важной составляющей зеленой политики – укрепление взаимосвязей между международной торговлей, окружающей средой и «зелёной» экономикой.
Одним из самых важных препятствий на пути к зеленой промышленности является перспектива утечки и потери конкурентоспособности. Если страна укрепляет свои природоохранные нормы и налагает издержки регулирования на охватываемые компании, то эти компании будут пытаться передать увеличение расходов на своих клиентов. Это хорошо с точки зрения экологии. Поскольку одной из причин стремления ввести в первую очередь более высокие стандарты является воспрепятствование потреблению экологически разрушительных товаров, а рост цен будет делать именно это. Но компании могут быть не в состоянии передать увеличение расходов своим клиентам, если рассматриваемый товар широко торгуется (т.е. есть иностранные заменители, доступные на мировом рынке). В таких случаях компания будет терять свою долю рынка, если они попытаются повысить цены; их иностранные конкуренты будут продавать по более низким ценам и на внутренних, и на экспортных рынках. Эта проблема потери конкурентоспособности должна вызывать экономическое беспокойство, если декларативно стремиться к постоянному повышению экологических стандартов промышленности.
В этом случае важно понимать действительность выполняемости мер по достижению поставленных экологических стандартов, поскольку недостижимость итогового результата будет сопровождаться только прожектёрскими намерениями их выполнить, а отсылка на их недостижимость, спустя неопределенный промежуток времени, в виду отсутствия наилучших доступных технологий, будет использоваться как объективный инструмент оправдания ложной маскировки под «зеленую» промышленность.
То есть, меры сами по себе, в том числе административные процедуры по их реализации, должны показать рациональное отношение к искомым задачам по сохранению экологического равновесия.
Партнёрская, прикладная поддержка со стороны добывающей, обрабатывающей промышленностей заполярных особо охраняемых территорий (ООПТ) в районах присутствия может компенсировать, не подменять, а именно компенсировать часть экологических угроз, для решения которых на сегодняшний день отсутствуют наилучшие доступные технологии.
В этом направлении партнёрство особо охраняемых природных территорий (ООПТ), добывающей и обрабатывающей промышленности в районах присутствия, несомненно, могли внести значительный вклад в методические разработки для принятия нормативно-распорядительных и плановых решений в части зелёной политики добывающей, обрабатывающей промышленностей.
Положительный экономический, природоохранный, политический эффект в этом партнерстве безусловен. Методы и результаты полученных разработок партнерства важно будет тиражировать на всю Российскую Арктику, что, несомненно, окажет влияние на снижение потенциальных угроз в части экологической безопасности государства.