В этом году очень много было нового и необычного в районе биостационара «Пура» – таковы предварительные, эмпирические ощущения после комплексной экспедиции Заповедников Таймыра в этот район. В июне-июле там проводились зоологические наблюдения и мониторинг состояния почв. Мы начинаем серию репортажей из жизни зверей и птиц. О них рассказывает доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Заповедники Таймыра» Сергей Павлович Харитонов:
«Лемминговый сезон без лемминга? Разве может такое быть?» – спросит удивлённый читатель, а уж специалист и подавно. Но Сергей Павлович настаивает именно на такой трактовке ситуации прошедшего лета. И вот почему.
В лемминговые сезоны массово гнездятся, и гнездятся успешно, гуси. Это связано с тем, что песцу выгоднее охотиться за леммингом, чем за яйцами птиц: зверьков он разом может набрать в пасть целую гирлянду и отнести в нору, а с яйцом так не получится – максимум одно яйцо и то его надо умудриться донести до потомства. Тем не менее, лемминга в этом году не было, а птицы всё же почувствовали особенно сильное стремление размножаться. Они загнездились в тундре, потому что было мало снега (обычно они в этом районе сооружают гнёзда на островах). Но вопреки ожиданиям, песец разорил всего несколько гнёзд, а потом ушёл. По всей видимости, густые заросли ивняка, ерника высотой 20-30 сантиметров сделали поиск лакомых гнёзд настолько энергозатратным для песца, что он решил переключиться на береговую линию – в широкой полосе метров 200 от Пуры и Малой Быстрой съел практически всё. Правда, потомства так и не завёл в этом году. Самому бы пропитания хватило…