ДИКИЙ СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ КАК ОБИТАТЕЛЬ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ АРКТИКИ

ДИКИЙ СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ КАК ОБИТАТЕЛЬ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ АРКТИКИ
ДИКИЙ СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ КАК ОБИТАТЕЛЬ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ АРКТИКИ
Л. Колпащиков, д.б.н. - начальник научного отдела ЗТ

Три четверти 2020 года позади. Напомним, что в нашей организации он объявлен годом дикого северного оленя, и мы постоянно рассказываем нашим читателям об этом удивительном животном. Вот и сегодня мы публикуем очередную статью Леонида Александровича Колпащикова – д.б.н., начальника научного отдела ФГБУ «Заповедники Таймыра»: 

Дикие северные олени, населяющие в летнее время тундры Енисейского севера (п-ов Таймыр), составляют единую таймырскую популяцию. Эта популяция характеризуется рядом адаптивных особенностей, выработанных в процессе ее приспособления к условиям среды. Приспособительное значение имеют пространственная структура и миграции, половая и возрастная структура, сроки отела и стадная организация, а также много других эволюционных адаптаций.

Годовой ареал таймырской популяции составляет свыше 1,5 млн. км2. Эта огромная территория осваивается дикими оленями во времени неравномерно. Их распределение значительно варьирует не только по сезонам, но и по годам. Высокая концентрация популяции приходится, в основном, на летний период (2-я половина июля), когда на ограниченной территории арктических и северных субарктических тундр Западного Таймыра сосредоточивается 80—90% ее численности, а плотность животных достигает 7—8 тыс. голов на 10 км2. В этот период стада представлены всеми половозрастными группами.

Такие скопления кратковременны и зависят от кровососущих насекомых (больше всего от комаров). Уже в начале августа олени расходятся по всем тундрам Таймыра. В сентябре популяция занимает значительную часть годового ареала и наиболее равномерно рас­пределяется в его пределах. В некоторой степени это характерно и для весеннего периода (июнь), когда передовые ста­да самок выпасаются в арктических тундрах, а арьергардные стада самцов находятся еще в районах зимовок. Весной олени повторяют пути осенних миграций.

Миграции оленей, их заходы дальше или меньше вглубь леса (в Эвенкию и Туруханский район) и далеко на юг, сильно зависят от господствующих в зимнее время ветров. Олень идет на ветер, а ветры зимой дуют почти беспрерывно. Иногда на Таймыре бывает до 70% ветряных дней. Преобладающие зимой ветра юго-западные. В наиболее ветреные зимы олень уходит дальше на юг и юго-запад и меньше задерживается в тундре. Только в тихую погоду или с обратным ветром он отходит временно назад в тундру. В некоторые годы, по словам аборигенов, олени уходят на юго-восток за реку Анабару (Якутия). Наличие комаров в летнее время также имеет значение в ходе миграций оленей.

В теплую осень и зиму мигрирующие стада идут медленнее, в холодную быстрее. В качестве предвестника идущих оленей появляются многочисленные стаи куропаток.

Ва время переходов олень спешит переходит озера по тонкому льду и переплывает реки даже по ледяной шуге. Важенок в стадах мигрирующих оленей почти всегда больше чем самцов. Осенью впереди идут стада важенок, а потом стада смешанные из важенок и хоров.

8R2A3480

Самцы на переправе

Заповедники Таймыра

Другая особенность популяции – пространственное раз­граничение полов значительную часть года. Разделение сам­цов и самок происходит на зимних пастбищах, сразу же пос­ле гона. Самки первыми начинают движение на север в райо­ны отела, первыми осваивают пастбища, тем самым имея больший доступ к кормам, что особенно важно во время оте­ла.

Сезонная смена пастбищ обусловливает широкий размах миграций, протяженность которых составляет свыше 1500 км. Благодаря им, животные способны осваивать громадные тер­ритории севера средней Сибири – от арктических пустынь до северной тайги. Хотя миграционные пути популяции отлича­ются относительным постоянством, интенсивность перемеще­ния животных значительно варьируется по годам в различных частях ареала. Это исключает истощение кормовой базы на отдельных участках и приводит к более равномерному ис­пользованию растительных ресурсов.

Для популяции характерна особенная поло­возрастная структура. Повышенное количество самок во взрослой части популяции диких оленей — необходимое ус­ловие для сохранения ее устойчивости. То есть, в популяции на одного взрослого самца приходится три самки. Это если ведется научно-обоснованный промысел. К одним из существенных приспособлений популяции к   условиям среды следует отнести сроки отела. Массовое появ­ление телят ежегодно отмечается в последней декаде июня, в течение 10 дней, когда в тундре появляется значительное ко­личество проталин и устанавливаются устойчивые положи­тельные температуры воздуха. В целом отел продолжается около месяца, что позволяет в случае неустойчивости погод­ных условий весеннего периода выживать определенной час­ти родившихся в разные сроки телят. Это страхует попу­ляцию от полной потери приплода.

Отел, а, следовательно, и гон, у диких оленей Таймыра про­ходят на месяц позднее, чем у домашних сородичей. В домашнем оленеводстве идет отбор на сокращение сроков отела, но у дикой популяции это могло бы привести к катастрофе.

Дикие северные олени — стадные животные. Стаду легче защищаться от хищников. Однако по­нятие «стадо» в том объеме, который употребляется в отноше­нии домашних сородичей, для диких животных неприменимо. И численность, и половой, и возрастной состав стад «дикаря» крайне изменчивы не только на протяжении сезона, но и в течение суток.

В целом же стадная организация направлена на поддер­жание генетической разнородности популяции, ее сложной пространственной структуры, внутрипопуляционных контак­тов и способствует более равномерному использованию паст­бищной территории в пределах ареала.

Таковы адаптации диких северных оленей, которые помогают ему выжить в экстремальных условиях Арктики. Вот поэтому эти животные мамонтовой эпохи дожили до наших дней.