ДИКИЙ И ДОМАШНИЙ СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ

ДИКИЙ И ДОМАШНИЙ СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ
ДИКИЙ И ДОМАШНИЙ СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ
Л. Колпащиков, д.б.н. - начальник научного отдела ЗТ

На севере Средней Сибири в условиях крайне сурового климата сложилась цивилизация, материальной базой которой был северный олень. Охота на диких оленей и существование домашнего оленеводства обеспечивали коренное население питанием, одеждой и кровом. До начала XXI века уровень развития производительных сил общества оленеводов и охотников на дикого оленя был достаточно стабилен и экологически сбалансирован. Он мог весьма долго не нарушать экологического равновесия в регионе. Развитие домашнего оленеводства на Енисейском севере привели к росту численности населения, которое могла прокормить тундра.

Крупнотабунное оленеводство стало складываться на территории Таймырского автономного округа лишь в конце 19 - начале 20 века у ненцев, населяющих левобережье Енисея и долган.

С началом промышленного освоения Таймыра (30-е годы 20 века) резко увеличился приток населения из центральной части СССР. В 1939 г. численность пришлого населения составила 8439 человек. Рост населения был связан с разработкой месторождений медно-никелевых руд в районе Норильска, развитием сети метеостанций и транспортно-энергетической системы округа. В 1983 г. население города Норильск с городами-спутниками Талнах, Кайеркан и Оганер достигло 250 тыс. человек. В 1953 г. норильский агломерат был выведен из состава Таймырского автономного округа, однако влияние его населения и промышленности на этнохозяйственные процессы и экологическую ситуацию Таймыра от этого не стали меньше. В 1999 г. собственно в округе проживало около 24 тыс. человек новопоселенцев. Большая часть пришлого населения живет в городах, около 6 тыс. в сельской местности, где образ жизни и занятия новопоселенцев схожи с таковыми коренного населения. Это охотничий промысел, рыболовство, в малой степени оленеводство. Новопоселенцы образовывали основной штат работников промысловых точек. На отстреле диких оленей 60-80% членов охотничьих бригад – это жители Норильска. Обслуживание котельных, электростанций, аэропортов, торговля, бизнес и фермерство являются сферами деятельности, где заняты в основном некоренные жители Таймыра.

Домашних оленей на Таймыре по переписи 1927 г. было 117 тыс., в 1966-1974 году количество оленей составляло в среднем около 110 тыс. голов. С переходом оленеводческих хозяйств на промысел дикого оленя и ослабления внимания к домашнему оленеводству наступило снижение поголовья оленей.

На основе материалов землеустроительных экспедиций и рукописных источников численность диких оленей в конце 30-х годов оценивалось 400-450 тыс.(Колпащиков, 2000). В 1959 г. при первом авиаобследовании популяции на западной части Таймыра было учтено около 110 тыс. диких оленей. С 1966 г. авиаучеты на Таймыре стали проводиться регулярно и выявили быстрый рост поголовья.  Оленеводческие хозяйства стали нести большие потери в результате стравливания пастбищ стадами диких и увода ими домашних оленей. В 1970 г. на первом Всероссийском совещании по проблеме дикого северного оленя был поставлен вопрос об использовании ресурсов таймырской популяции для достижения социального и экономического прогресса у народностей Севера. Изъятие оленей планировалось в объеме годового прироста для стабилизации численности популяции на уровне, исключающем перевыпас. В 1972 г. был организован госпромхоз «Таймырский» в системе Главохоты РСФСР, ориентированный на промысел дикого северного оленя. С 1978 г. на промысел дикого оленя перешли совхозы округа как на более эффективную отрасль хозяйства, чем домашнее оленеводство. Научные исследования, которые проводились в период формирования и развития промысловой системы (с начала 70-х до начала 90-х) были беспрецедентными по полноте и объему. Контролировались основные популяционные параметры, величина промыслового изъятия оленей, состояние кормовой базы, состояние популяций хищников. С 1978 по 1993 г. ежегодно выполнялись авиаучеты численности, определялось размещение животных на зимних пастбищах, пути и сроки миграций основных группировок животных. Для анализа и обобщения данных, выявления ошибок и прогнозирования использовались методы математической обработки данных и моделирование.  В результате таймырская популяция диких северных оленей стала одной из наиболее изученных популяций диких копытных животных в мире. Непосредственное участие в этих работах принимал участие и автор этой статьи.

В результате научно-обоснованного подхода к использованию уникального биологического ресурса была создана новая отрасль сельскохозяйственного производства - промысловое оленеводство, которая явилась основой экономики большинства промысловых хозяйств и материального благополучия коренного населения севера Красноярского края.

С переходом к капиталистической форме экономики и рыночным отношениям разрушилась прежняя организационно-производственная структура промысловых хозяйств. Этот период характеризуется качественным изменением ситуация с природопользованием на Таймыре. Получили широкое развитие рыночные отношения, в которых главным критерием успеха в использовании природных ресурсов стала прибыль. Возросло количество охотпользователей разных форм собственности, произошла приватизация лучших охотугодий, практически прекратился контроль за промысловой деятельностью. В условиях резкого имущественного расслоения населения дикий северный олень превратился, с одной стороны, в средство выживания малообеспеченных слоев граждан для решения своей продовольственной проблемы, с другой - средством наживы для различного рода предпринимателей. Указанные причины привели к широкомасштабному росту промысловой (браконьерской) нагрузки на таймырскую популяцию диких северных оленей. В настоящее время наблюдается стабильная тенденция катастрофического снижения численности диких северных оленей.

Общий кризис хозяйственной системы привел также к тому, что поголовье домашних оленей в ареале таймырской популяции диких оленей снизилось, а на Таймыре поголовье домашних сородичей вообще исчезло.

Тяжелое положение, в котором оказалось сельское население Таймыра, ставит архиважный вопрос о возрождении традиционных форм ведения хозяйства и развития инноваций, основанных на использовании биологических природных ресурсов севера Красноярского края.

Тесная связь трех важных компонентов, слагавших экосистему северные олени-пастбища-человек, в настоящее время не вызывает сомнений, что указывает на перспективность использования научно-обоснованной и в практике апробированной методологии ведения северного оленеводства (домашнего и промыслового) в дорыночный период. Не утратила и своей актуальности и проблема коллективного ведения отраслей (межхозяйственные объединения, кооперации) оленеводства и промысла диких оленей, которая возникает при существовании многочисленных мелких.

Поскольку на Таймыре катастрофически падает численность диких оленей, значительное место должны занимать домашние олени, интерес к которым с каждым годом возрастает со стороны коренного населения. Именно северный олень тесно связан с традиционным образом жизни и имеет большое экономическое и культурное значение для коренных народов Севера.

Северные олени способствуют вовлечению в хозяйственный оборот растительных ресурсов, которые не могут быть использованы другими видами сельскохозяйственных животных. Домашнее и промысловое оленеводство исторически сложившиеся отрасли в традиционном комплексе природопользования коренных народов Севера. Благодаря северному оленю аборигены устойчиво сохраняют родные языки, национальную одежду, жильё, традиции, культуру. Сегодня домашнее северное оленеводство, промысел дикого северного оленя следует рассматривать и как форму сохранения уникальных северных этносов. Отсюда этносоцильный аспект сохранения и развития оленеводства и промысла дикого северного оленя по своей значимости представляется первостепенно важным, так как они создают среду приложения исторически сложившихся навыков малочисленных народов Севера, формируют их жизнеобеспечение, определяют их социально-экономическое положение, гарантируют сохранность этноса.

В условиях северного бездорожья олень остается надежным видом транспорта. Все большую ценность приобретает оленеводческая продукция. Народы севера получают от оленей продукцию, которая позволяет им осуществлять необходимое комфортное жизнеобеспечение в экстремальных условиях. Установлено, что оленина является биологически полноценным, высокобелковым, достаточно калорийным диетическим продуктом. Она содержит необходимое для питания человека количество полноценных белков. Белково-качественный показатель оленины по сравнению с говядиной значительно выше. В оленине в больших количествах содержатся жизненно важные компоненты, витамины, микроэлементы и макроэлементы. В последнее время установлено, что мясо северных оленей обладает лечебными свойствами. В Китае уже начато производство лекарственных форм из оленины, тонизирующих организм и повышающих его физиологический статус. Олений жир является высококачественным, питательным, биологически полноценным продуктом питания, с высоким содержанием жирных кислот, которые, как известно, поступают в организм человека только с пищей. Этот факт повышает биологическую полноценность оленьего жира, он обладает антисклеротическим действием. Молоко важенок содержит 18-20% жира, 10-11% белка (по сравнению с коровьим молоком оно содержит больше в 5,8 раза жира, в 3,1 раза белка и в 2 раза минеральных солей). Оно богато витаминами и микроэлементами, обладает бактерицидными и лечебными свойствами.

Весьма ценны оленьи субпродукты. Субпродукты первой категории (язык, печень, сердце, мозги, мясная обрезь) - высококачественные продукты питания. Субпродукты второй категории (голова, легкие, колтык, селезенка, трахея) - важный источник питательных кормов для пушных клеточных зверей.

От оленей получают великолепное меховое сырье. Из шкур и камуса оленей народы Севера шьют разнообразную одежду, обувь, покрышки для жилья, используют их для внутреннего убранства жилища, шьют одеяла и спальные мешки. Идут они на изготовление сёдел, переметных сум, хозяйственных сумок. Шкурами оленеводы укрывают свой скарб, используют их при езде на нарте, из кожи плетут арканы, шьют чехлы для оружия, вырабатывают высококачественную замшу. Шерсть используют как набивочный материал. Из оленьего пуха изготавливают фетровые и другие изделия, хорошо сохраняющие тепло.

Разработана технология получения из окостеневших рогов препарата «Цыпаган». Он зарегистрирован как биологически активная пищевая добавка.

В настоящее время начал производиться лекарственный препарат «Цыпаган». Он обладает иммуномодулирующим и антиоксидантным действием; повышает адаптогенные ресурсы; восстанавливает гематологические показатели, нормализует метаболический эффект, включающий коррекцию липидного, белкового и углеводного обмена; нормализует функции эндокринных желез, уровень сахара и холестерина в крови; улучшает функции половой системы; укрепляет и восстанавливает костно-мышечную ткань; снижает накопление остеотропных изотопов. Он эффективен при лечении многих болезней.

К новым видам продукции северного оленеводства следует отнести и панты - неокостеневшие рога, покрытые кожицей с низким, плотным, бархатистым волосом. Из экстарктов пантов получают препараты: «Ранторин» и «Велкорнин», которые по содержанию основных биологически активных веществ не имеют различий от препарата «Пантокрин», а по некоторым показателям даже превосходят его. В настоящее время разработана технология получения от северного оленя эндокринно-ферментного сырья. Уже отработана технология получения из этого сырья свыше 10 форм лекарственных препаратов.

Всё большее значение приобретает побочная продукция оленеводства (пенисы, хвосты, сухожилия). Она находит реализацию в медицине. С каждым годом экономическое значение оленеводства возрастает. В связи с этим актуальной является проблема повышения качества продукции домашнего и промыслового оленеводства. Основные пути решения этого вопроса: соблюдение геоботанических, зоотехнических, ветеринарных требований при содержании, выпас ме, разведении оленей; организация нагула, подкормки, откорма животных; соблюдение технологических требований при убое домашних оленей, их первичной переработке, хранении и транспортировки продукции; ведения заготовки продукции оленеводства согласно действующих требований; добычу северных оленей необходимо осуществлять согласно утвержденных норм и с соблюдением рекомендаций по их первичной обработке; за счет морозильных камер, мерзлотников обеспечивать качество продукции. Промышленная переработка продукции от северных оленей должна осуществляться на современном технологическом уровне.

В заключение следует особо подчеркнуть, что северное оленеводство – исторически сложившиеся хозяйственная отрасль в северном традиционном комплексе природопользования. Домашние олени способствуют не только вовлечению в хозяйственный оборот растительные ресурсы, которые не могут быть использованы другими видами сельскохозяйственных животных, но и народы Севера, разводя домашних северных оленей, обеспечивают себя уникальной оленеводческой продукцией, которая позволяет им осуществлять необходимое комфортное жизнеобеспечение в экстремальных условиях среды проживания.