Мы продолжаем цикл публикация о работе наших инспекторов на кордоне озера Аян, в самом центре заповедника Путоранский. В этот раз к.г.н., Василий Сарана расскажет, как прошла вторая неделя июня на заповедной территории:
Вся неделю погода хандрила: то снег, то дождь, постоянная сырость и нескончаемый ветер. Уличив один денек с хорошей погодой, мы сходили на плато, разузнать обстановку. Поднялись выше границы леса и прошлись по направлению вдоль озера километров 9-10. Обычно в это время везде журчат ручейки, а нынче везде было сухо. На подъёме жажду мы удаляли прошлогодней шикшой, она еще не успела осыпаться и живительной влагой наполняла сухую гортань.
На плато снег уже сошел, остались только отдельные снежники вдоль уступов. Повсюду обильно цветет новосиверсия, ее первые цветы – этакие «подснежники» плато Путорана. Раннее тепло разбудило и путоранские кактусы, некоторые из них с радости уже начали распускать соцветия.
Выше леса на плато раскинулся мир безмолвного камня. На первый взгляд все однообразно и скупо, но это не совсем так. Если приглядеться здесь можно всегда разглядеть дивные творения природы. Сколько же лет этот маленький камушек противостоит натиску ветра, метели, дождю и зною? Любым способом ему надо было удержаться на краю пропасти, чтобы кто-то из случайных путников заметил его чудный облик похожий на гриб. Скорее всего его больше никто не увидит, слишком безлюдные здешние места.
С вершины плато всегда открываются захватывающие виды. Здесь я люблю забраться на самый край обрыва и подолгу, свесив ноги, любоваться безбрежной красотой гор и этим фантастическим миром. Почему-то в такие моменты я все чаще стал вспоминать мою первую встречу с плато и думать о быстротечности человеческой жизни. Наверно старею, хотя душой я еще чувствую себя молодым и каждый раз с трепетом жду новой встречи с плато, как в первый раз. Но сколько еще осталось этих встреч, однозначно меньше, чем уже было. Вот такие мысли приходят в мою голову, сидя на краю обрыва, внизу которого среди изумрудной зелени отблескивает белая твердь озера.
Водная гладь озера еще скрыта под ледяным щитом, но первая трещина в его теле уже появилась. Теперь дело за малым. С каждым днем ветра начнут расшатывать ледяное поле, гонять его от берега к берегу и постепенно раздробит на мелкие льдины, которые устремятся в реку. Но, судя по температуре воздуха, это случится не скоро. Лето со своим ранним теплом, похоже где-то задержалось. Это и чувствуют огурцы, не хотят расти, замерли на трех листках, хотя в теплице я поддерживаю тепло.
Два дня по ночам в долине хозяйничали заморозки, украшая вершины гор белыми косынками. По ночам хорошо примораживало, так, что утром нам приходилось ломать лед в уличном умывальнике. А в тайге уже вовсю цветет красная смородина! Ранняя весна на Севре, как в этом году – не хорошо. Хотя для кого и благо... К кордону прилетело 5 воробьев, в прошлом году был только один. Теперь, мы словно на материке, просыпаемся под их чириканье. Воробьи освоились и ночуют в нашем предбаннике. Думаю, такое перемещение городских птиц в неестественную для них среду, связано с потеплением, как и появление в долине серых ворон. Раньше их здесь не было видно, а сейчас они соперничают с вОронами и чайками.