А МЫ УЙДЁМ НА СЕВЕР

А МЫ УЙДЁМ НА СЕВЕР
А МЫ УЙДЁМ НА СЕВЕР
Лариса Стрючкова

Главный научный сотрудник Заповедников Таймыра к.б.н. Елена ПОСПЕЛОВА, работая с конца 70-х годов прошлого века на Таймыре и изучая растения, констатирует продвижение некоторых видов флоры на север, что может быть связано с потеплением климата. Но  расселяются не только растения.

– На Ары-Масе, – рассказывает Елена Борисовна, - уже стабильно появляется соболь, которого там раньше не было. Лось заходит, и довольно часто…  Ондатра встречается уже вдоль Хатангского залива. Когда-то наша сотрудница писала статью о встречах бурого медведя на восточном Таймыре – у неё он дальше Хатанги практически никогда не заходил. Уже в 1997 году был заход на озеро Таймыр. А экспедиция позапрошлого года на катамаранах видела одновременно бурого и белого медведей на берегу бухты Прончищевой.

Есть мигранты и восточно-западные – которые мигрируют с востока на запад. Но это загадка, которая пока учёным не ясна. Вот, например, розовая чайка. Легендарная птица, живёт только от Индигирки до Колымы и – всё. И вдруг она пошла резко распространяться на восток Таймыра – в район Балахни и Новорыбной. Причём речь идёт об уверенных гнездовьях, постоянных.

А вот ещё пример необычного движения некоторых видов животных по территории. Ареал обитания сибирской гаги до 90-х заканчивался на Анабаре. Но в 1991-м немцы нашли два гнезда на озере Таймыр, а в 1995-м – на Таймыре её было чуть ли не больше, чем гребенушки. Или белый гусь –  это вообще загадка, уверяет Елена Поспелова. По историческим сведениям в XVII веке белого гуся к императорскому двору привозили с Байдарацкой губы,  т.е. из Западной Сибири. А потом он резко «схлопнулся» до 500 особей. Это, кстати, одна из причин организации в своё время заповедника «Остров Врангеля». Там, конечно, приложили свои руки геологи, у которых был просто план на сбор яиц для питания экспедиций. В этом смысле белый гусь интересен – у него можно без ущерба для популяции собирать первые яйца, потому что он их бросает, как попало. Они прилетают уже оплодотворённые, но гнёзда начинают строить не сразу. Мало того, некоторые настолько не хотят гнездиться, что толпой наваливают кучу яиц – до 40 штук! Эту кучу никто насидеть не может, её бросают…

– Но не надо обольщаться, – уверяет Елена Борисовна, – не надо считать, что у нас скоро наступят тропики. Любое изменение климата идет по синусоиде и за потеплением вполне вероятно похолодание, как это уже не однажды было в голоцене.