Минуло как 50 лет интродукции овцебыков в России. Широко представлены теперь эти звери в естественной среде обитания Российской Арктики и размещены во многих зоопарках, а также вольерных хозяйствах с полувольным содержанием. Героический труд многих ученых, в первую очередь норильских биологов-охотоведов, многие потуги советских дипломатов, способствовавших приобретению этих зверей в Канаде, заложили в 1974 году на Таймыре и на острове Врангеля начало двум российским популяциям овцебыков. По прошествии полувека, из 50 завезенных зверей их население в России увеличилось в двухсоткратном размере - образовались и окрепли новые группировки на территории Якутии, Ямала, Чукотки, Магаданской области, однако самая многочисленная популяция овцебыков сформировалась в настоящее время на Таймыре.
На полуострове период становления и развития популяции был непростым: преследовали и неудачи, связанные с потерями четверти от всех завезённых зверей, и ободрение от первых новорожденных телят, и радость от последующего уверенного роста овцебычьего населения. Благим делом в преумножении численности и расселении стало создание обширных участков особо охраняемых природных территорий: в 1979 г. был создан государственный природный заповедник «Таймырский», а в 1983 г. государственный комплексный заказник «Бикада», где сотрудники ГНУ НИИСХ Крайнего Севера воплощали международную программу акклиматизации овцебыков. В дальнейшем, исследованиями вида на Таймыре занимались различные специалисты, в том числе сотрудники Таймырского заповедника и Заповедников Таймыра.
Нашим учреждением мониторинг таймырской популяции овцебыка осуществляется почти 10 лет. В 2016 году было проведено авиационное обследование местообитаний и подсчет этих полорогих в западной и центральной части Таймыра в предполагаемых местах естественного расселения вида. В то время, спустя 37 лет после выпуска этих зверей из вольера на волю (1979 г.), на западе Таймыра регистрировались одиночные самцы, в основном в долине реки Пясина, а самые дальние заходы в западном направлении были зафиксированы в среднем течение р. Моховая (в 46 км к востоку от р. Енисей). В последующие годы (2017 - 2022) мониторинг популяции овцебыков нами осуществлялся по всему Таймыру, но, к сожалению, никогда определение численности не было целенаправленным для учета именно этого вида, а выполнялось попутно при подсчете диких северных оленей, птиц и других исследованиях. Однако, перепись овцебыков выполнялась во всех основных его местообитаниях в соответствии с отработанной методикой, что позволило достаточно точно подытожить общее количество этих животных, обитающих на полуострове. Во все эти годы исследований активное расселение семейных групп из центральных районов Таймыра в западном и южном направлении не наблюдалось.
В настоящее время общая площадь ареала таймырской популяции овцебыка составляет по нашим сведениям не менее 430 тыс. км2, из них основная область распространения популяции, занимает почти четвертую часть, простираясь условно в радиусе 200 км от центральной части озера Таймыр, а ядро с наибольшей плотностью населения - всего 14%.
Результаты наших авиаучётов показали, что численность в ядре популяции составила: в 2017 г. и 2022 г. 4892 и 5069 особей соответственно. Сопоставимые результаты о количественных характеристиках населения в ключевых местообитаниях получили и наши коллеги из Сибирского федерального университета при проведении авиаучета в 2021 году. В остальной области распространения популяции плотность населения в 2022 г. по разным участкам варьировала в пределах 0,01 – 0,29 ос./10 км2. Таким образом общая расчетная численность таймырской популяции овцебыка к 2022 году могла составлять 7184 особи.
В июле-августе 2017 и 2022 гг. нами наблюдалась плохая сохранность молодняка, о чем может говорить пониженный показатель соотношения телят второго (1+) и первого (0+) года жизни. Гибель до 50 % телят-сеголеток в первые месяцы после рождения (май-июнь) могли быть спровоцированы погодными аномалиями - резкими перепадами температуры в районе 0°С (заморозков и оттепелей), сопровождающихся обильными осадками.
В период проведения наших работ по мониторингу овцебыков показатель соотношения сеголетков к половозрелым самкам был на достаточно низком уровне (0,3-0,52) в сравнении с периодом 1991-2014 гг. (0,59-0,87). Кроме того, показатель соотношения половозрелых самок к самцам (1,49-1,78) не достигал оптимальных значений (2,0-2,1), что могло указывать на бóльшую смертность взрослых самок чем самцов, о чем свидетельствуют несколько, отмеченных на Таймыре, фактов гибели женских особей, возможно, при отёле.
Так, 02 мая 2023 года на полуострове Челюскин сотрудниками АО «Алмазы Анабара», по пути следования по зимнику была встречена погибшая самка овцебыка с новорожденным теленком (фото 1). При визуальном осмотре видимых ранений на теле самки не обнаружено, следы хищников в окрестностях отсутствовали, что может свидетельствовать о патогенных причинах гибели.
Фото 1 – Погибшая, вероятно, по естественным причинам самка овцебыка с новорожденным теленком, 02.05.2023, п-ов Челюскин, окрестности р. Унга
По сообщению от 4 августа 2014 г. Попова А.Ю., начальника партии Новосибирского НИИ геологии, две мёртвых особи без видимых ранений встречены в июне 2014 г. в разных местах на маршруте к западу от мыса Цветкова.
Однако случаи гибели самцов тоже нередки: 7 августа 2014 г. Семенов А.Р., руководитель лаборатории «Финвал» в районе лагуны Немцова отметил мёртвого взрослого зверя (фото 2); наши сотрудники В.В. Головнюк и М.Ю. Соловьев при проведении полевых работ нередко встречали останки этих животных (фото 3, 4).
Фото 2 – Взрослый самец овцебыка, погибший, вероятно, по естественным причинам зимой 2013-2014 гг., 07.08.2014, окрестности лагуны Немцова
Фото 3 – Череп взрослого самца овцебыка, р. Верхняя Таймыра, 10.07.2022 г
Фото 4 – Останки взрослого самца овцебыка, р. Верхняя Таймыра, 20.06.2022 г
По аналогии с популяцией диких северных оленей, доля неполовозрелых особей в популяции овцебыков находится в прямой зависимости от успешности размножения и уровня смертности, которые варьируют по годам. Можно предполагать, что низкая продуктивность популяции в 2017, 2022 г. по сравнению с периодом её становления (1991-1995 г.) может объясняться повышенной яловостью самок, успешностью размножения и высоким уровнем смертности молодого поколения и самих самок.
Какие факторы могли повлиять на это, пока можно только предполагать. Кроме различных естественных причин, вполне возможно и следствие инбредной депрессии популяции (низкой приспособленностью отдельных животных и популяции в целом к неблагоприятным условиям среды обитания вследствие снижения генетического разнообразия популяции из-за близкородственного скрещивания или накопления рецессивных (вредных) признаков из-за малой начальной выборки скрещиваемых особей).
Давайте попробуем разобраться… На Таймыр были завезены 30 голов овцебыков, из которых в первые 3 года погибли 10, не участвуя в размножении. Популяция началась с 5 канадских самцов и 15 самок (11 американских и 4 канадских). Неизвестно, насколько гетерозиготным (генетически разнообразным) было это немногочисленное исходное стадо, а также гибридное потомство этого поголовья с момента первых отёлов до их активного расселения по Таймыру? Вероятно, исходные вселенцы всё же были гетерогенны, а их динамичное скрещивание между собой, повышало их разнородность в период формирования популяции, на что указывают и сами ученые, занимавшиеся акклиматизацией этого стада. Однако с 1985 года, когда происходил интенсивный рост численности популяции и началось активное расселение стад с их относительной изоляцией, генетическое разнообразие до сих пор могло снижаться. Кстати, ученые ИПЭЭ РАН, чтобы оценить этот показатель популяции овцебыков на Ямале и всевозможные риски, связанные с расселением интродуцентов в новых районах, такие генетические исследования уже проводят с 2022 г.
В этих условиях необходимы генетические исследования таймырских интродуцентов и, возможно, благим делом могло бы быть внесение «свежей крови» в таймырскую популяцию, путем переселения на Таймыр новой партии овцебыков по той же схеме, но с принципиально новым генетическим набором, к примеру, с Гренландии. Однако, даже если такие исследования и будут проведены, могут возникнуть большие проблемы с завозом новой партии животных, а намерения биологов так и останутся лишь фантазиями.
Впрочем, есть и хорошие тенденции, что было зафиксировано нами при совместных исследованиях с сотрудниками Сибирского федерального университета в прошлом году. В августе 2024 года во время обследования берегов в нижнем течении р. Пясина в районе пересечения 90° в.д. была зафиксирована встреча с группой овцебыков, которая весьма обнадеживала на успешное естественное расселение этих животных на Западном Таймыре. Взрослая самка, годовалый теленок и два теленка (!) примерно 3-х месячного возраста (фото 5), выпасались на правом берегу реки. Два сеголетка (телята текущего года рождения), принесенные одной самкой – это очень хороший показатель продуктивности, т.к. двойни у овцебыков встречаются очень редко, учитывая, что тёлочка приносила потомство и в прошлом (2023) году (фото 5). Все трое телят активно кормились, были достаточно резвыми и не отставали от матери.
Фото 5 – Самка овцебыка со своим разновозрастным потомством, р. Пясина, 05.08.2024 г
Группа передвигалась достаточно бодро и спустя сорок шесть часов была встречена уже в 11 км от места первоначальной встречи, однако к семье присоединился ещё и взрослый самец (фото 6). Самка была явно расположена к вниманию этого претендента на родство, а вблизи выпасалась еще пара соперников, достойных внимания женского пола.
Фото 6 – Брачная пара овцебыков: самец (слева) и самка (справа), телята держатся отдельно, р. Пясина, 07.08.2024 г.,
Дело в том, что с начала августа у овцебыков начинается гон (фото 7, 8), а такое брачное сообщество внушало надежду на пополнение овцебычьего племени в 2025 году, когда самочка вновь может порадовать хорошим приплодом. Более основательное закрепление этой и схожих семейных групп далеко к западу от основной области обитания овцебыков, возможно, позволит создать новую субпопуляцию и повысить общую численность вида на Таймыре. Главное… не помешать им!
Фото 7 – При возникновении угрозы, самец отгоняет семью в безопасное место за бугор и…, 07.08.2024 г.
Фото 8 - …недовольно фаркая, встает на пути между стадом и незванными пришельцами, 07.08.2024 г.
Кроме встреченной семейной группы, в мае 2024 года на крайнем северо-западе Таймыра, к югу от п. Диксон в районе бухты Север (80°26' в.д.) был зарегистрирован взрослый самец овцебыка, что считается самой западной встречей расселяющихся особей этого вида за всю его 50-и летнюю историю существования на полуострове (фото 9).
Фото 9 – Взрослый самец овцебыка на побережье Енисейского залива в районе бухты Север, 12.05.2024 г.
Полученные сведения о встречах в последние 5 лет с семейными группами овцебыков, одиночными самками и самцами вдоль рек Пясина, Дудыпта, Хета (Хатанга) – указывают на положительную тенденцию к расселению популяции в западной и южной части полуострова. Но высокий охотничий пресс на овцебыков-эмигрантов в указанных районах вызывает беспокойство о благополучной колонизации этими животными Енисейско-Пясинского междуречья, юга Таймырской низменности, северных отрогов плато Путорана и Анабарского плато. Получается так, что в условиях сокращения численности дикого северного оленя таймырской популяции, как очень важного биологического ресурса для местного населения, овцебык становится для жителей севера социально-значимым видом, отчасти компенсируя отсутствие мяса «дикаря».
В конце 20 - начале 21 вв. перспективы разведения овцебыков на территориях российской Арктики выглядели достаточно радужно. Планировалось довести численность овцебыков до нескольких десятков тысяч, но по ряду причин этого не произошло. В 2003 году по разным оценкам численность таймырских овцебыков составляла 3,5 – 4,4 тыс. особей, в 2005 году – уже 5,8 - 6 тыс., а к 2016 году по мнению некоторых экспертов – 15-16 тыс., что явно было завышенным количеством. По их же прогнозу к 2026 году число этих животных должно было достигнуть 50-60 тыс. голов, что на современном этапе явно не соответствует динамике численности вида на Таймыре и достичь прогностических десятков тысяч особей таймырской популяции не удастся.
Изъятие человеком овцебыков из популяции за весь период было относительно небольшим, однако и это не стоит списывать со счетов, т.к. при прочем отходе особей могло повлиять на стагнацию роста численности вида на Таймыре: ежегодная добыча по разрешениям – 20-50 особей и нелегальная – не менее 10 особей; переселение за пределы Таймыра в период 1996-2014 гг. - 318 особей. Дело в том, что, кроме переселения, охоты, нелегальной добычи, суммируется еще и ряд естественных негативных воздействий, связанных с резкими погодными катаклизмами, изменениями среды обитания, хищниками, болезнями и др. факторами, неведомыми человеку без проведения соответствующих исследований и мониторинга популяции.
К примеру, одними из наиболее экстремальных испытаний, приводящих к заметному снижению численности популяции являются внезапные весенние и осенние волны тепла, чередующиеся с оттаиванием и замерзанием поверхности снежного покрова и формированием ледяных корок в толще снежного покрова. Кроме того, в осенний период после обильных снегопадов нередко случаются проливные дожди с последующими морозами и образованием прочной снежно-ледяной толщи на пастбищах, что резко ограничивает доступность кормов для растительноядных животных. Это существенным образом увеличивает затраты энергии на кормодобывание при разбивании этого панциря не только овцебыками, но и северными оленями. При этом в первую очередь могут страдать телята первых двух лет жизни, погибая от недоедания. Кроме прочего, погодные катаклизмы могут провоцировать некоторые заболевания этих животных, различные инфекции и гельминтозы, вызывающие эпизоотии, нередко приводящих, к примеру, к воспалению легких с летальным исходом.
Все эти выводы являются предварительными, а объявленные гипотезы требуют подтверждения или опровержения, путем проведения детальных работ по мониторингу таймырской популяции интродуцентов и изучению её состояния: численности, распространения, демографических показателей, генетического разнообразия, состояния здоровья отдельных особей, лимитирующих факторов (климатических (погодных) изменений, заболеваний и патологий, роли антропогенного воздействия, изучение пресса хищников, обеспеченность кормами, конкурентных взаимоотношений с другими видами) и др.
Продолжить начинания родоначальников таймырской популяции овцебыка – ученых, внесших неоценимый вклад в обогащение арктической фауны России, заселивших этот вид в исконные местообитания на Таймыре, и уделить повышенное внимание к этим животным, путем их охраны, организации и осуществления экологического мониторинга, проведения необходимых исследований – вот задача на ближайшее будущее. А уже качественно решив эту проблему можно делать краткосрочные прогнозы о состоянии этого вида в нашем регионе.
Автор: Михаил Геннадьевич Бондарь, заместитель директора по науке и экологическому просвещению ФГБУ «Заповедники Таймыра».